Опубликовано 29 июня 2017, 11:55

Археологи нашли древнейшую на Ближнем Востоке окрашенную ткань

© Israeli Antiquities Authority

Израильские археологи обнаружили самое раннее свидетельство использования растительных красителей для создания цветных тканей в Леванте. О своем открытии ученые рассказали в журнале PLOS ONE.

Кусочки шерстяной и льняной тканей археологи нашли на месте, где переплавляли медную руду. С помощью радиоуглеродного анализа и газовой хроматографии ученые смогли определить, какие растения использовались для окрашивания (красный краситель получали из марены, синий — из вайды) и оценить возраст находок — XIII-X века до н. э.

«Это был продуктивный период, когда возникали местные государства, сменяя гегемонию Египта в Ханаане. Эти прекрасные образцы ткачества и крашения — первое свидетельство масштабной организации крашения в это время и использования несмываемых красок для ткани — подтверждают существование сильного, с развитой иерархией государства идумеев в долине Тимна в это время», — рассказал один из авторов статьи, археолог из Тель-Авивского университета Эрец Бен-Йосеф.

По мнению ученых, найденные ткани свидетельствуют о развитой торговле: «Этим растениям нужно много влаги, и, возможно, они росли на берегах Средиземного моря. Крашение требовало от людей специальных навыков, и вся инфраструктура не могла существовать в пустыне».