Гуманитарные науки

Lifelong learning: на гребне волны

Советник «Иннопрактики» — о том, кто и как собирается учить россиян по жизни

KPMF

О том, что такое lifelong learning, кто конкурирует в данном сегменте образования и что эти конкуренты могут предложить, в своей колонке для Indicator.Ru рассказывает советник по развитию негосударственного института развития «Иннопрактика» кандидат физико-математических наук Анна Исаева.

Сфера образования традиционно находится в фокусе внимания общества. Причем интерес вызывают не только изменения, анонсируемые государством, но и глобальные тенденции, постепенно проявляющиеся в повседневной жизни. Так, все больше сторонников приобретает концепция lifelong learning (обучения на протяжении всей жизни – Indicator.Ru). Предпосылки для роста ее популярности вполне очевидны: увеличивается период активной профессиональной деятельности. В то же время под давлением технологического развития все быстрее меняются требования на рынке труда. Чтобы в данной ситуации оставаться востребованным работником, нужно непрерывно совершенствовать свои знания и навыки.

Важным следствием потребности в постоянном обучении и профессиональном совершенствовании является расширение аудитории, вовлеченной в образовательный процесс. Возраст потенциальных обучающихся растет, все более разнообразным становится их профессиональный и жизненный опыт. Новые люди ждут от сферы образования специализированных решений. Повышается интерес к новым форматам. Например, набирает популярность микрообучение, которое подразумевает освоение нового материала небольшими порциями за короткие промежутки времени, что удобно для загруженных работой действующих профессионалов. Развивается мобильное обучение, предполагающее использование в образовательном процессе персональных мобильных устройств: смартфонов, планшетов и так далее.

Таким образом, распространение lifelong learning способствует применению нестандартных форматов, проектов, технологических и методических решений. Какие же решения окажутся наиболее успешными и кто сможет их предложить? На сегодняшний день можно выделить несколько групп.

Анна Исаева

«Иннопрактика»

Первую группу составляют традиционные игроки, прежде всего университеты. Они непрерывно трансформируются, расширяют возможность дистанционного доступа к образованию, запускают новые программы дополнительного образования и переобучения, отдельные курсы и пр. Уже более 40 млн пользователей по всему миру привлек проект в сфере онлайн-образования Coursera, основанный в 2012 году профессорами Стэнфордского университета. Российские университеты тоже развивают дистанционное образование. Одни выстраивают партнерство с глобальными онлайн-платформами. Так, на начало 2020 года на Coursera представлены курсы восьми ведущих российских вузов — МГИМО, МИФИ, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, СПбПУ, НГУ и ТГУ. Другие же создают и поддерживают собственные решения. Например, в МГУ имени М. В. Ломоносова работает проект «Университет без границ», который в 2019 году бесплатно предоставлял для освоения всем желающим 50 дистанционных курсов.

Аудитория образовательных онлайн-платформ увеличивается во всем мире. В то же время очевидно, что формат онлайн-курсов не способен полностью удовлетворить растущий спрос на обучение. К примеру, только 5% обучающихся на Coursera доводят до конца обучение на онлайн-курсах . Получается, что значительная часть исходно заинтересованной в обучении аудитории постепенно утрачивает этот интерес. Следовательно, чтобы успешно конкурировать за целевую аудиторию для проектов на базе университетов, нужно искать новые форматы, в том числе в рамках дистанционного образования.

Во вторую группу, крайне интересную и динамичную, входят малые предприятия или команды профессионалов, предлагающие новые образовательные проекты и продукты — стартапы в области образования. Им, конечно, непросто конкурировать с именитыми образовательными организациями. В то же время некоторые образовательные задачи еще не полностью решены: как гарантировать максимальную вовлеченность обучающихся до окончания образовательной программы, что предложить желающим построить вторую карьеру в незнакомой области? Тот, кто в числе первых успешно справится с нерешенными задачами в сфере образования, сможет претендовать на позицию лидера в соответствующем сегменте независимо от степени своей известности и наличия прошлых заслуг. В целом же в рамках поиска актуальных решений шанс на успех у изобретательных команд образовательных стартапов достаточно высок.

Участники рынка образования осознают появление новых ниш. Среднегодовой рост сегмента EdTech в России составляет 17–25%. Новые проекты постепенно группируются вокруг отраслевых «центров кристаллизации». Так, второй год успешно работает акселератор для образовательных проектов ED2 . Его генеральным партнером выступает «Иннопрактика», а партнером — Ростелеком. Сейчас проходит уже пятый набор его участников, что свидетельствует о заинтересованности профильных стартапов в данной программе. Востребованность ED2 объяснима: участники прошлых наборов увеличили выручку в среднем в три раза, значительно расширили круг партнеров и клиентов, а сумма предварительных продаж превысила 70 млн руб. Некоторым выпускникам ED2 удалось сделать первые шаги на рынках других стран. В целом российские образовательные стартапы сегодня обладают потенциалом для существенного развития в течение ближайших пяти — семи лет. Однако реализовать его удастся только при условии привлечения достаточных ресурсов, в том числе финансовых.

К третьей группе можно отнести заметные образовательные инициативы, которые развиваются в экосистеме компаний. Глобальные корпорации, такие как Google, Apple, Microsoft, Amazon, вкладывают ресурсы в образовательные онлайн-проекты. В России, например, в 2018 году Сбербанк профинансировал открытие проекта «Школа 21», реализуемого по методике французской школы программирования для всех желающих Ecole 42. Учиться в «Школе 21» можно бесплатно. Проект использует метод взаимного обучения (peer-to-peer learning): обучаемые выступают в роли учителей друг для друга («школа без учебников и преподавателей»). Оригинальный подход к обучению Ecole 42 воодушевил представителей разных стран — в настоящее время франшизы проекта функционируют не только в России, но и в США, Бельгии, Финляндии, Нидерландах и других странах.

Интересно будет в перспективе проанализировать результаты российской версии проекта и оценить эффективность используемых образовательных методик. Будут ли выпускники «Школы 21» востребованы у работодателей в сфере IT, смогут ли они успешно конкурировать за высокооплачиваемые позиции с выпускниками ведущих университетов или недостаток фундаментальных знаний ограничит их возможности в будущем?

Следует также отметить активную роль компаний в выстраивании сотрудничества как с ведущими университетами, так и с новыми образовательными проектами и стартапами. Например, Mail.ru Group предлагает студентам МГТУ, МГУ, МФТИ, МИФИ и СПбПУ получить дополнительное образование в сфере IT в рамках двухлетних и семестровых программ. В прошлом году корпорация приобрела контрольный пакет акций компании Skillbox, которая с 2016 года занимается онлайн-обучением востребованным профессиям: программированию, дизайну, маркетингу, управлению. Сотрудничество с различными игроками рынка дает ведущим компаниям возможность эффективно решать широкий спектр задач: готовить будущих работников требуемой квалификации, продвигать бренд работодателя, совершенствовать навыки действующих сотрудников, увеличивать доход за счет предоставления платных образовательных услуг. Например, в 2019 году Forbes Russia вышел на рынок бизнес-образования с расчетом диверсифицировать доходы на фоне падающего рынка рекламы в печатной прессе. То есть компании серьезно относятся к lifelong learning и стараются учитывать его в своей стратегии.

Набирающая популярность концепция открывает для профессионалов в сфере образования новые возможности. А узнать о том, представителям каких групп удастся стать лидерами в поиске лучших решений, мы сможем в течение ближайших пяти — десяти лет.

Автор: Анна Исаева

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.