Гуманитарные науки

Lifelong learning: на гребне волны

Советник «Иннопрактики» — о том, кто и как собирается учить россиян по жизни
Lifelong learning: на гребне волны

KPMF

О том, что такое lifelong learning, кто конкурирует в данном сегменте образования и что эти конкуренты могут предложить, в своей колонке для Indicator.Ru рассказывает советник по развитию негосударственного института развития «Иннопрактика» кандидат физико-математических наук Анна Исаева.

Сфера образования традиционно находится в фокусе внимания общества. Причем интерес вызывают не только изменения, анонсируемые государством, но и глобальные тенденции, постепенно проявляющиеся в повседневной жизни. Так, все больше сторонников приобретает концепция lifelong learning (обучения на протяжении всей жизни – Indicator.Ru). Предпосылки для роста ее популярности вполне очевидны: увеличивается период активной профессиональной деятельности. В то же время под давлением технологического развития все быстрее меняются требования на рынке труда. Чтобы в данной ситуации оставаться востребованным работником, нужно непрерывно совершенствовать свои знания и навыки.

Важным следствием потребности в постоянном обучении и профессиональном совершенствовании является расширение аудитории, вовлеченной в образовательный процесс. Возраст потенциальных обучающихся растет, все более разнообразным становится их профессиональный и жизненный опыт. Новые люди ждут от сферы образования специализированных решений. Повышается интерес к новым форматам. Например, набирает популярность микрообучение, которое подразумевает освоение нового материала небольшими порциями за короткие промежутки времени, что удобно для загруженных работой действующих профессионалов. Развивается мобильное обучение, предполагающее использование в образовательном процессе персональных мобильных устройств: смартфонов, планшетов и так далее.

Таким образом, распространение lifelong learning способствует применению нестандартных форматов, проектов, технологических и методических решений. Какие же решения окажутся наиболее успешными и кто сможет их предложить? На сегодняшний день можно выделить несколько групп.

Анна Исаева

Анна Исаева

«Иннопрактика»

Первую группу составляют традиционные игроки, прежде всего университеты. Они непрерывно трансформируются, расширяют возможность дистанционного доступа к образованию, запускают новые программы дополнительного образования и переобучения, отдельные курсы и пр. Уже более 40 млн пользователей по всему миру привлек проект в сфере онлайн-образования Coursera, основанный в 2012 году профессорами Стэнфордского университета. Российские университеты тоже развивают дистанционное образование. Одни выстраивают партнерство с глобальными онлайн-платформами. Так, на начало 2020 года на Coursera представлены курсы восьми ведущих российских вузов — МГИМО, МИФИ, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, СПбПУ, НГУ и ТГУ. Другие же создают и поддерживают собственные решения. Например, в МГУ имени М. В. Ломоносова работает проект «Университет без границ», который в 2019 году бесплатно предоставлял для освоения всем желающим 50 дистанционных курсов.

Аудитория образовательных онлайн-платформ увеличивается во всем мире. В то же время очевидно, что формат онлайн-курсов не способен полностью удовлетворить растущий спрос на обучение. К примеру, только 5% обучающихся на Coursera доводят до конца обучение на онлайн-курсах . Получается, что значительная часть исходно заинтересованной в обучении аудитории постепенно утрачивает этот интерес. Следовательно, чтобы успешно конкурировать за целевую аудиторию для проектов на базе университетов, нужно искать новые форматы, в том числе в рамках дистанционного образования.

Во вторую группу, крайне интересную и динамичную, входят малые предприятия или команды профессионалов, предлагающие новые образовательные проекты и продукты — стартапы в области образования. Им, конечно, непросто конкурировать с именитыми образовательными организациями. В то же время некоторые образовательные задачи еще не полностью решены: как гарантировать максимальную вовлеченность обучающихся до окончания образовательной программы, что предложить желающим построить вторую карьеру в незнакомой области? Тот, кто в числе первых успешно справится с нерешенными задачами в сфере образования, сможет претендовать на позицию лидера в соответствующем сегменте независимо от степени своей известности и наличия прошлых заслуг. В целом же в рамках поиска актуальных решений шанс на успех у изобретательных команд образовательных стартапов достаточно высок.

Участники рынка образования осознают появление новых ниш. Среднегодовой рост сегмента EdTech в России составляет 17–25%. Новые проекты постепенно группируются вокруг отраслевых «центров кристаллизации». Так, второй год успешно работает акселератор для образовательных проектов ED2 . Его генеральным партнером выступает «Иннопрактика», а партнером — Ростелеком. Сейчас проходит уже пятый набор его участников, что свидетельствует о заинтересованности профильных стартапов в данной программе. Востребованность ED2 объяснима: участники прошлых наборов увеличили выручку в среднем в три раза, значительно расширили круг партнеров и клиентов, а сумма предварительных продаж превысила 70 млн руб. Некоторым выпускникам ED2 удалось сделать первые шаги на рынках других стран. В целом российские образовательные стартапы сегодня обладают потенциалом для существенного развития в течение ближайших пяти — семи лет. Однако реализовать его удастся только при условии привлечения достаточных ресурсов, в том числе финансовых.

К третьей группе можно отнести заметные образовательные инициативы, которые развиваются в экосистеме компаний. Глобальные корпорации, такие как Google, Apple, Microsoft, Amazon, вкладывают ресурсы в образовательные онлайн-проекты. В России, например, в 2018 году Сбербанк профинансировал открытие проекта «Школа 21», реализуемого по методике французской школы программирования для всех желающих Ecole 42. Учиться в «Школе 21» можно бесплатно. Проект использует метод взаимного обучения (peer-to-peer learning): обучаемые выступают в роли учителей друг для друга («школа без учебников и преподавателей»). Оригинальный подход к обучению Ecole 42 воодушевил представителей разных стран — в настоящее время франшизы проекта функционируют не только в России, но и в США, Бельгии, Финляндии, Нидерландах и других странах.

Интересно будет в перспективе проанализировать результаты российской версии проекта и оценить эффективность используемых образовательных методик. Будут ли выпускники «Школы 21» востребованы у работодателей в сфере IT, смогут ли они успешно конкурировать за высокооплачиваемые позиции с выпускниками ведущих университетов или недостаток фундаментальных знаний ограничит их возможности в будущем?

Следует также отметить активную роль компаний в выстраивании сотрудничества как с ведущими университетами, так и с новыми образовательными проектами и стартапами. Например, Mail.ru Group предлагает студентам МГТУ, МГУ, МФТИ, МИФИ и СПбПУ получить дополнительное образование в сфере IT в рамках двухлетних и семестровых программ. В прошлом году корпорация приобрела контрольный пакет акций компании Skillbox, которая с 2016 года занимается онлайн-обучением востребованным профессиям: программированию, дизайну, маркетингу, управлению. Сотрудничество с различными игроками рынка дает ведущим компаниям возможность эффективно решать широкий спектр задач: готовить будущих работников требуемой квалификации, продвигать бренд работодателя, совершенствовать навыки действующих сотрудников, увеличивать доход за счет предоставления платных образовательных услуг. Например, в 2019 году Forbes Russia вышел на рынок бизнес-образования с расчетом диверсифицировать доходы на фоне падающего рынка рекламы в печатной прессе. То есть компании серьезно относятся к lifelong learning и стараются учитывать его в своей стратегии.

Набирающая популярность концепция открывает для профессионалов в сфере образования новые возможности. А узнать о том, представителям каких групп удастся стать лидерами в поиске лучших решений, мы сможем в течение ближайших пяти — десяти лет.

Автор: Анна Исаева

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.