Опубликовано 23 декабря 2022, 19:13
5 мин.

Лучшие научные снимки 2022 по версии Nature

Мы продолжаем подводить научные итоги 2022 года и сегодня поделимся снимками, которые дизайнеры журнала Nature признали лучшими. Подборка оказалась крайне разнообразной — в ней вы сможете увидеть и розы на дне океана, и муху-зомби, и, конечно, фотографию космоса, сделанную телескопом James Webb Space Telescope.

Розовый букет на дне океана

© Alexis Rosenfeld/UNESCO/Fondation 1 Ocean

В этом году ученые обнаружили у берегов Таити коралловый риф, напоминающий огромный букет роз. Этот удивительный объект протяженностью 3 километра скрывается в водах у побережья Таити и признан одним из крупнейших рифов, известных на сегодняшний день. Риф, помимо необычной формы и огромного размера, имеет еще одну особенность — он расположен на довольно большой глубине. Так, обычно кораллы обитают в теплых водах на глубине до 25 метров, тогда как «цветочный» риф залегает на глубине более 30 метров. Чистые и холодные глубинные воды предотвратили обесцвечивание коралла, с которым сталкиваются обитатели более теплых и загрязненных вод.

«Дай пять»

© Grigorii Timin & Dr. Michel Milinkovitch/Nikon Small World 2022

Лапка на этом изображении при просмотре с экрана телефона или компьютера может показаться довольно большой, однако ее реальный размер составляет всего 3 миллиметра. Обладатель такой миниатюрной «ладошки» — эмбрион геккона Phelsuma grandis. На снимке отчетливо можно разглядеть нервы, кости, связки, мягкие ткани и клетки крови. Чтобы достичь такой детализации, автор работы — Григорий Тимин — объединил сотни снимков в одно изображение.

«Сердце» Млечного Пути

Лучшие научные снимки 2022 по версии Nature

© Ben Prather, University of Illinois at Urbana-Champaign/EHT Theory Working Group

Телескоп Event Horizon в этом году сделал первый снимок сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, расположенной в центре нашей галактики. Хотя существование этой черной дыры было предсказано еще около ста лет назад, а затем подтверждено математически, увидеть ее ученые смогли только в 2022 году. Полученный снимок, хоть и имеет невысокое разрешение, позволил подтвердить правильность расчетов некоторых параметров Стрельца А*.

«Столпы Творения»

Лучшие научные снимки 2022 по версии Nature

© NASA, ESA, CSA, STScI, J. DePasquale (STScI), A. Pagan (STScI), A. M. Koekemoer (STScI)

Еще более впечатляющей фотографией из космоса стал снимок, полученный телескопом James Webb Space Telescope. На нем в невероятной детализации представлены «Столпы Творения» — скопления межзвездного газа и пыли в туманности Орел, которые напоминают причудливые вершины скал. По словам ученых, этот снимок поможет лучше понять процесс образования звезд и найти новые, ранее неизвестные космические тела.

Скелет морской звезды

© Ling Li

Несмотря на то, что внешне тело морских звезд кажется мягким и податливым, в его основе лежит легкий, прочный и сложный по конструкции известковый скелет. Он формирует иглы или шипы, расположенные в покровах, в связи с чем морских звезд, наряду с морскими ежами, морскими лилиями, морскими огурцами и офиурами назвали иглокожими. Фотография, полученная с помощью сканирующего электронного микроскопа, позволяет детально изучить устройство скелета морских звезд.

Танец морской звезды