Опубликовано 23 апреля 2024, 13:17
4 мин.

Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей

В раскопе Быки-2 работают волонтёры-археологи.

© Наталья Ахметгалеева

Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на территории Курской области. Так, с помощью геофизических методов авторы исследования выяснили, что в эпоху позднего каменного века — 21-18 тысяч лет назад — исследуемая территория была покрыта возвышенными песчаными дюнами, чередующимися с округлыми впадинами. Возвышенности древние люди выбрали для своих стоянок, поскольку они обеспечивали хороший обзор, а впадины, в то время представлявшие собой озера, служили источником воды. Эти открытия позволяют понять, как наши предки приспосабливались к различным ландшафтам. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале L’Anthropologie.

Жизнь людей эпохи каменного века была неразрывно связана с окружающей природной средой, поэтому ученые, исследующие их поселения, стараются понять не только, как выглядели древние жилища и их обитатели, но и какой ландшафт окружал человека, каким был климат, какие растения и животные существовали вокруг. Как и сегодня, климат позднеледникового периода постепенно менялся, а вместе с ним менялось и природное окружение человека. Знания о естественной среде обитания жителей палеолита — эпохи, датируемой на территории Восточно-Европейской равнины примерно 40–10 тысячами лет назад — помогают понять, как люди адаптировались к меняющимся природным условиям.

Ученые из Института географии РАН (Москва), Курчатовского краеведческого музея (Курчатов) и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва) впервые провели комплексное исследование на территории археологического памятника «Быки» в Курской области, чтобы определить, какой рельеф окружал существовавшие на этом месте 21–18 тысяч лет назад стоянки, и как он использовался людьми.

Очень часто людей каменного века представляют исключительно как охотников на мамонтов. Это не удивительно, ведь на большинстве стоянок Восточно-Европейской равнины находят огромное количество костей этих гигантов. Однако на стоянках Быки жили кочевники, которые охотились на копытных животных — северных оленей и лошадей, — а также на пушного зверя, например, зайца. Кочевой образ жизни поселенцев приводил к тому, что обитатели то покидали стоянку, то возвращались на нее.

Современный рельеф на месте стоянок Быки значительно отличается от древнего, из-за того, что в 1970-х годах здесь проводилось строительство очистных сооружений. Чтобы «заглянуть» под поверхность земли и описать древний ландшафт территории, не вскрывая толщу земли, исследователи использовали геофизические методы: георадиолокацию, магниторазведку, а также заверочное бурение и топографическую съемку. Комбинация этих подходов позволила получить трехмерную карту древнего рельефа, предположить место, где может быть новая стоянка. В результате раскопок на этом месте был обнаружен ненарушенный культурный слой.

Реконструкция ландшафта стоянок Быки по геофизическим данным: 1 - археологические раскопы; 2 - участки магнитных съемок (М1, М2) и площадной георадарной съемки (R1); 3 - скважины; 4 - границы форм древнего микрорельефа по геофизическим данным; 5 - предполагаемые контуры древних термокарстовых озёр; 6 - реликты жильного льда, выделенные на георадарных профилях].