Ученые доказали, что люди самовлюбленны

Джон Уильям Уотерхаус. «Эхо и Нарцисс» (1903)

Wikimedia Commons

Международная исследовательская группа в ходе эксперимента показала, что человеческий мозг автоматически ставит «я» превыше всего. Результаты работы опубликованы в журнале Psychological Science.

Представьте, что вы ведете интеллигентный разговор с приятным человеком и вдруг ваша голова непроизвольно отворачивается от собеседника, только потому что вы будто бы расслышали свое имя. Не беспокойтесь, это не от того, что вы грубы. Просто мозг машинально привлекает внимание к звучанию нашего имени точно так же, как и к нашему лицу на общей фотографии. Способность разделять стимулы на отдельные потоки информации и выбирать наиболее ценный из них называется «эффектом коктейльной вечеринки»: благодаря этому принципу два человека могут поддерживать беседу в шумном баре. Как оказалось, среди остальных стимулов мозг отдает предпочтение нам самим.

«Рабочая память, иногда называемая кратковременной, это наш интерфейс взаимодействия с миром, — комментирует Тобиас Эгнер, доцент кафедры психологии и нейробиологии Университета Дьюка и соавтор публикации. — Чтобы прочитать это предложение, ваш мозг хранит каждое слово во временном хранилище в течение нескольких секунд, пока вы не дойдете до точки. Рабочая память задействуется и тогда, когда необходимо принять сложное решение, взвешивая и учитывая различные факторы. Если вы ставите на первое место себя, то и решения всегда перевешивают в вашу сторону».

Эта особенность человеческой натуры была использована исследователями в следующем эксперименте.

Всего три цвета: синий — «друг», зеленый — «незнакомец», фиолетовый — «я». На экране компьютера резко появлялись и исчезали две точки разных цветов, а через пять секунд загоралась единственная черная. От участников требовалось отметить, загорелась ли черная точка на месте одной из предшествующих, и если так, то какой.

Было показано, что люди гораздо быстрее отмечают фиолетовую точку. Это говорит о том, что их рабочая память в большей степени фокусируется на «я», чем на «друг» или «незнакомец».

«Представьте, что вы думаете о двух вещах одновременно, — поясняет Эгнер. — Если в ответ на вопрос вы систематически называете одну из них быстрее, чем вторую, то совершенно очевидно, чему вы отдаете приоритет».

Чтобы разнообразить течение эксперимента, исследователи запрограммировали цвет «я» появляться в два раза реже, чем остальные два. Несмотря на то, что со стороны мозга было бы разумней сместить акцент на «друга» и «незнакомца», ответ «я» все равно поступал чаще остальных.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Теги #Мозг