Опубликовано 20 августа 2020, 19:49

Мумии древнеегипетских животных изучили в рентгеновских лучах

Снимок мумифицированной кошки

© Swansea University

Британские исследователи впервые получили трехмерные рентгеновские изображения в высоком разрешении древнеегипетских мумий трех животных — змеи, птицы и кошки — который жили более двух тысяч лет назад. Об этом рассказывает статья, опубликованная в журнале Scientific Reports.

Древние египтяне мумифицировали не только людей, но и животных, включая кошек, ибисов, ястребов, змей, крокодилов и собак. Иногда их хоронили вместе с хозяином или в качестве пищи для загробной жизни. Но наиболее распространенными мумиями животных были подношения, которые покупали посетители храмов для жертвоприношений богам. Животных выводили или вылавливали, а затем убивали и бальзамировали храмовые жрецы. Считается, что таким образом было создано до 70 миллионов мумий животных.

Авторы новой работы использовали мумии животных из коллекции Египетского центра при Университете Суонси. Ранее авторы смогли установить, что это за животные, но об их состоянии и образе жизни ничего не было известно. Теперь, используя рентгеновскую микро-компьютерную томографию, которая позволяет создавать 3D-изображения с разрешением в 100 раз больше обычной КТ, ученые смогли проанализировать останки животных вплоть до мельчайших костей и зубов.

Снимок мумифицированной птицы

© Swansea University

Анализ показал, что кошку убили в возрасте пяти месяцев. Такой вывод ученые сделали, наблюдая нераскрытые зубы в челюсти. Большое расстояние между некоторыми позвонками указывает на то, что котенка, возможно, задушили. Птица больше всего напоминает обыкновенную пустельгу. Такой вывод ученые сделали на основе анализа костей с помощью микро-КТ.

Мумифицированные останки молодой египетской кобры

© Swansea University

Змея оказалась мумифицированной молодой египетской коброй (Naja haje). На снимках исследователи обнаружили у животного патологии почек. Значит, скорее всего, змея в течение долгого времени находилась без воды, из-за чего у нее могла развиться одна из форм подагры. Анализ переломов костей показывает, что в конечном счете ее убили ударом хлыста, после чего, возможно, провели процедуру «открытия рта» во время мумификации. Если это так, то полученные данные представляют собой первые свидетельства сложного ритуального поведения в отношении змеи.