Опубликовано 22 августа 2017, 13:51

Научно грамотные люди упорнее отстаивают антинаучные убеждения

© corydalus/Flickr

Американские социологи выяснили, что с повышением научной грамотности и образованности люди не приходят к единой позиции по дискуссионным вопросам науки (есть ли эволюция, был ли Большой взрыв, меняется ли климат). Напротив, они еще больше расходятся по противоположным лагерям и яростно отстаивают конфликтующие точки зрения, в том числе и антинаучные. Об этом сообщается в журнале Proceedings of the National Academies of Sciences.

Обычно считается, что лекарством от жестких споров по проблемным вопросам науки (изменение климата, эволюция, ГМО) является образование: чем более образованны люди, тем им легче принять одну, научную точку зрения. Однако исследователи из Университета Карнеги — Меллон выяснили, что дело обстоит ровно наоборот. Мнения по научным вопросам, связанные с религиозными или политическими взглядами людей, с ростом образованности становится все более радикальными.

Ученые взяли данные общенационального опроса General Social Survey, который проводится в США с 1972 года (с целью выявить мнения американцев по самому широкому кругу общественно значимых вопросов). Они хотели понять, что влияет на позицию людей по вызывающим споры вопросам науки и технологии, среди которых исследование стволовых клеток, Большой взрыв, эволюция человека, ГМО, нанотехнологии и климатические сдвиги.

Оказалось, что позиции по стволовым клеткам, Большому взрыву и эволюции четко связаны с политическими и религиозными взглядами респондентов, по изменению климата — только с политическими. По всем этим вопросам, чем лучше люди образованны (именно в науке), тем больше они расколоты на противоположные лагеря: верят или не верят в эволюцию или глобальное потепление, одобряют ли исследования со стволовыми клетками и так далее.

Уровень научной образованности определялся по университетскому образованию, наличию ученой степени, количеству уроков по научным дисциплинам, прослушанным в средней школе, а также общей научной грамотности. Нанотехнологии и ГМ-продукты, как выяснилось, не вызывают такого раскола мнений среди американцев.

«Это очень тревожащая корреляция. О ее причинах можно только догадываться. Возможно, чем лучше люди образованны, тем лучше они знают разные аргументы по этим спорным вопросам, тем лучше они знают, что сказать, чтобы выразить свою идентичность. Также вероятно, что они более уверены в своей позиции (образованность дает им такую уверенность)», — отметил соавтор статьи Барух Фишхофф.