Опубликовано 26 августа 2020, 21:00
2 мин.

Нейросеть научили различать орудия разных каменных веков Африки

© M. Grove/IEEE Spectrum

Ученые из Великобритании и Германии проанализировали сочетания типов каменных орудий, найденных на раскопках стоянок древних людей Восточной Африки. На основе этих данных исследователи разработали нейронную сеть, которая эффективно различает группы орудий среднего и позднего каменных веков Африки. Работа ученых опубликована в журнале PLOS ONE.

Нейронные сети — это компьютерные модели, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей. Как и в случае с мозгом, их значительная вычислительная мощность возникает не из-за сложности отдельных единиц, а благодаря действию совокупности простых элементов. Несмотря на большую популярность видов орудий нейронных сетей, их применение во многих областях науки остается ограниченным. Группе исследователей из Института изучения истории человека Общества Макса Планка и Ливерпульского университета удалось эффективно использовать нейронные сети в археологии. Результаты проведенной работы показали, что возраст группы орудий может быть определен на основе сочетания инструментов различных типов, представленных в ней, а не на основе общего разнообразия

«Мы использовали нейронные сети для обучения и тестирования моделей, описывающих отличия групп орудий среднего и позднего каменного века, а также для изучения различий между старыми и более новыми инструментами среднего каменного века. При этом успешность определения временного промежутка составила 94%», — рассказывает один из исследователей, археолог из Ливерпульского университета Мэтт Гроув.

Орудия среднего каменного века проявились около 300 тысяч лет назад, одновременно с первыми окаменелостями Homo sapiens. Инструменты, возникшие 67 тысяч лет назад, принято относить к позднему каменному веку. Однако, переход между ними не был линейным процессом, он протекал с разной скоростью в разных регионах, а кроме того сопровождался многочисленными изменениями в поведении, культуре и образе жизни первых людей. Поэтому определение различий между орудиями каменного века представляется важной задачей.

Исследователи изучили большое количество каменных орудий, созданных 130 — 12 тысяч лет назад на территории Восточной Африки. Этот регион объединяет самые ранние находки среднего каменного века и самые древние позднего. Большое количество точно датируемых раскопок делает его идеальным для исследований перехода между периодами каменного века. Среди всех рассмотренных находок ученые выделили 16 различных типов инструментов и оценили их встречаемость в 92 группах каменных орудий. В будущем исследователи планируют расширить использование нейросетей для более подробного изучения региональных культурных изменений на территории Африки во время каменного века.