Опубликовано 19 февраля 2020, 15:16

Новая находка пролила свет на «цветочное захоронение» неандертальцев

© Graeme Barker

Археологи Кембриджского университета вместе с коллегами проанализировали скелет из пещеры Шанидар, части которого были собраны в период с 2015 по 2019 годы. Он может рассказать, почему неандертальцы той пещеры хоронили сородичей с цветами. Статья об открытии опубликована в журнале Antiquity.

Это первый полный скелет неандертальца, раскопанный более чем за 20 лет назад. Он был обнаружен в одном из самых важных объектов археологии середины XX века: пещере Шанидар в предгорьях Иракского Курдистана. Эта пещера была раскопана в 1950-х годах, когда археолог Ральф Солецки обнаружил частичные останки десяти неандертальских мужчин, женщин и детей.

Некоторые из останков были захоронены вместе, а один из скелетов окружали сгустки древней пыльцы. По мнению Солецки, это показывало, что неандертальцы хоронили своих мертвых и проводили погребальные обряды с цветами. Открытие привело к переоценке культурного уровня неандертальцев.

Спустя более полувека команда английских ученых вновь открыла древнее захоронение, чтобы собрать новые образцы осадочных пород, и обнаружила раздробленный череп и кости туловища другого неандертальца. В 2016 году в одной из самых глубоких частей траншеи из стены было обнаружено ребро, за которым последовал поясничный позвонок, а затем кости сжатой правой руки. В течение 2018-19 годов археологи обнаружили полный череп, сплющенный тысячелетними отложениями, и кости верхней части тела почти до пояса — с левой рукой, свернутой под головой, как во время сна. Скелет получил имя Шанидар Z.

Его возраст — около 70 тысяч лет. Пол особи пока определить не удалось, но возраст в момент смерти, согласно анализу зубов — где-то между средним и пожилым. «Новые раскопки предполагают, что некоторые из ранее обнаруженных тел были захоронены в канале на полу пещеры, созданном водой, который затем был намеренно вырыт для увеличения глубины, — говорит Грэм Баркер из Кембриджского института археологии Макдональда. — Есть очень ранние свидетельства того, что Шанидар Z был похоронен намеренно».

Авторы предполагают, что расположенная рядом с пещерой скала служила маяком для других представителей вида, которые могли прийти в это место и захоронить своих мертвых. Если бы неандертальцы использовали пещеру Шанидар в качестве места памяти для ритуального погребения своих умерших, это наводило бы на мысль о высокой степени их культуры.