Опубликовано 07 ноября 2019, 11:11

Предложена новая теория дежавю

© SasPens/Flickr

Исследователи в ходе экспериментов выдвинули теорию о том, почему дежавю сопровождается не только чувством предсказания произошедшего, но и твердым ощущением того, что это явление должно произойти. Статья ученых вышла в номере Psychonomic Bulletin & Review.

Дежавю — это чувство того, что произошедшее в настоящем времени явление уже было в прошлом. Иногда это просто мимолетное переживание, возникшее постфактум после события. Но бывает, что человек досконально помнит всю ситуацию, происходящую в настоящем, и может «предсказать», как будут развиваться события дальше.

Ученые из Университета штата Колорадо попытались объяснить такой вид дежавю, проводя эксперименты с людьми. Предыдущие эксперименты выявили сильную прогностическую предвзятость у людей с дежавю — они чувствуют, что знают, что произойдет дальше. Но в лаборатории люди, у которых было дежавю, не могли предсказать, что же будет.

«Если это просто чувство, почему люди так сильно верят, будто они действительно предсказали то, что произошло дальше? — задает вопрос профессор кафедры психологии Колорадского университета Энн Клири. — Я подумала, что, может быть, все дело в какой-то когнитивной иллюзии».

Чтобы проверить эту теорию в лаборатории, ученые погрузили испытуемых в виртуальную реальность, в которой была воссоздана обстановка дома из игры The Sims. Испытуемых спрашивали, испытывают ли они дежавю. Затем виртуальная сцена поворачивалась влево или вправо. После этого участников спрашивали, разворачивалась ли сцена так, как они этого ожидали. В более позднем эксперименте участникам было также предложено оценить знание об этой сцене, как до, так и после поворота.

Проанализировав результаты, исследователи обнаружили, что, когда дежавю сопровождалось интенсивным чувством предсказания, оно было сильно связано с чувством «постдикции» — сообщения о предсказании события уже после его осуществления. Но эксперимент был поставлен так, чтобы они не могли этого знать, потому что повороты делались наугад.

Постдикция была очень сильной в моменты дежавю, и особенно сильной, когда сцена оказалась знакома для участника. Но чувство постдиктивного предсказания, как и предиктивного, никак не было связаны с реальностью.

«Если вся сцена кажется очень знакомой, то, когда она разворачивается, это может обмануть наш мозг — он будет думать, что мы все правильно поняли, — отмечает Клири. — В момент прохождения все было так знакомо, и казалось, что вы все время знали, как это будет происходить, даже если сцена двигалась случайным образом».

Таким образом, постдиктивное чувство, вероятно, является частью иллюзии предсказания, которая часто сопровождает дежавю. Согласно предыдущим экспериментам ученых, дежавю — это феномен памяти, в котором мы пытаемся восстановить воспоминание, но не можем его определить — вроде ощущения вертящегося на языке слова. Ранее исследователи продемонстрировали в лаборатории, что если сцены в The Sims сопоставляются пространственно с другими похожими сценами, увиденными ранее, но забытыми, то происходит больше случаев дежавю.