Опубликовано 19 сентября 2017, 18:41

Российские древности: Новоиерусалимский монастырь

Наша «Палестина»
Новоиерусалимский монастырь

Новоиерусалимский монастырь

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

О вселенских масштабах мышления Патриарха Никона, о гибели уникального ансамбля и его возрождении рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

История Новоиерусалимского монастыря под Москвой начинается с середины XVII века, «бунташного» как в политике, поскольку такого количества бунтов и самозванцев не знал ни один век, так и в православии. В 1652 году на патриарший престол взошел Никита Минин, известный как Никон. 47-летний деятельный иерарх начал бурные реформы, которые должны были привести русскую церковь в унификацию с греческой, что привело к расколу. Никон оказал влияние и на русскую церковную архитектуру: запретил стоить шатровые церкви и «благословил» почти типовые пятиглавые храмики с трапезной и колокольней, поставленные «кораблем».

А еще благодаря Никону появился совершенно уникальный архитектурный ансамбль в Подмосковье, утраченный во Вторую мировую войну, а ныне восстановленный в первоначальном виде, — Новоиерусалимский монастырь.

Монастырь на гравюре XVIII века

Монастырь на гравюре XVIII века

© Wikimedia Commons

Вообще-то Никон строил под Истрой свою загородную резиденцию. Начатое в 1656 году строительство должно было не просто стать новым монастырем — резиденцией патриарха, но и чем-то, доселе невиданным. Никон задумал создать на русской земле Новый Иерусалим, сделав свою резиденцию символом новой эры христианства.

В 1658 году лучшие мастера начали строить Воскресенский собор — главный храм монастыря — по описанию, обмерам и модели Иерусалимского храма, привезенным из Палестины.

Вид монастыря со стороны храма Константина и Елены

Вид монастыря со стороны храма Константина и Елены

© Wikimedia Commons

Конечно, повторить удалось в основном план, и в итоге получился уникальный, самобытный и ни на что не похожий комплекс. Крестчатый храм Воскресения с запада смыкался с огромной ротондой, перекрытой шатром — часовней Гроба Господня. Именно этот шатер и стал главной вертикальной доминантой монастыря. С востока к комплексу примыкала заглубленная в землю церковь Константина и Елены, символизировавшая все знаменитые пещерные храмы христианства. Все храмы орнаментировались изразцами.

Интерьер Воскресенского собора в ходе реставрации, 2003 год

Интерьер Воскресенского собора в ходе реставрации, 2003 год

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Строительство храма длилось очень долго: первые десять лет работами руководил лично патриарх, но затем Никон попал в опалу и в ссылку, и только в 1679 году по приказу старшего брата Петра I, царя Федора Алексеевича, работы возобновились, и в 1685 году собор был завершен.

Стены монастыря

Стены монастыря

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Затем появились крепостные стены, трапезные палаты, настоятельские покои, Святые ворота с надвратной церковью Входа в Иерусалим… В Подмосковье вырос комплекс, совершенно необычный не только для XVII века, но и для всей русской архитектуры. Увы, в 1941 году большая часть памятников была разрушена — частично или полностью. Уже в 1950-е годы реставрацию тут начал подвижник Петр Барановский, на счету которого немало спасенных шедевров древнерусского зодчества. Полвека длилось восстановление — дольше, чем строительство с нуля. Но сейчас Новоиерусалимский монастырь можно увидеть во всей своей красе, именно таким, каким он был в начале XVIII века.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.