Опубликовано 25 октября 2022, 11:47
3 мин.

Новый опросник поможет россиянам лучше разобраться в себе

Новый опросник поможет россиянам лучше разобраться в себе

© Vince Fleming/Unsplash

Российские ученые адаптировали к российской культуре зарубежный опросник, оценивающий способность человека быть верным себе. Выяснилось, что женщины больше, чем мужчины, стремятся быть «настоящими» в кругу близких. Мужчины, в свою очередь, точнее осознают собственные мотивы и желания, определяющие их действия. Предложенная методика поможет психологам предупреждать у людей тревожные состояния, связанные с самоотчуждением — непониманием своего состояния, жизненных целей и личностных черт. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Консультативная психология и психотерапия.

Опросник аутентичности Керниса-Голдмана создан и успешно применяется в англоязычных культурах для диагностики способности «быть самим собой». Аутентичный человек умеет оставаться верным себе, а именно: не скрывать свои эмоции перед другими людьми, действовать согласно своим чувствам и мотивам, стремиться быть «настоящим».

Аутентичность распознают по тому, насколько мысли и желания человека соответствуют его поведению и общению. Поэтому опросник Керниса-Голдмана, в соответствии со сложной структурой аутентичности, включает четыре шкалы: осознанность, непредвзятость, аутентичное поведение и отношения. Осознанность — это понимание собственных мотивов и чувств. Под непредвзятостью подразумевают способность человека без искажений воспринимать любую информацию о себе. Аутентичное поведение, по сути, отражает поведенческое выражение осознанности и непредвзятости, то есть то, насколько поступки человека соответствуют его ценностям и предпочтениям. Аутентичность в отношениях значит, что для человека важно, чтобы близкие видели его настоящие эмоции и поведение. Несмотря на то, что такой опросник довольно универсальный, его все-таки нужно адаптировать для стран с разной культурой. Например, необходимо учитывать, что собственные интересы россиян часто совпадают с общественными.

Российские ученые из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва) создали русскоязычную версию опросника аутентичности Керниса-Голдмана. Для этого из 45 изначальных пунктов исследователи выбрали более сильные — те, что хорошо различают людей между собой. Например, авторы исключили утверждение «Я считаю, что мое поведение обычно выражает мои ценности», оставив «Я стараюсь действовать в соответствии с моими личными ценностями, даже если другие критикуют или отвергают меня за это» как более полное и точное. Таким образом, исследователи убирали маловажные и неоднозначные тезисы и следили за сохранением надежности шкалы. В результате в опроснике осталось 32 пункта — по восемь в каждом разделе. Согласно статистическому анализу, шкалы положительно коррелировали друг с другом, что говорило о пригодности разработанной версии.

Авторы предложили заполнить новый опросник более 700 русскоязычным студентам в возрасте от 17 до 32 лет, обучающихся в одном из международных университетов России, каждый из участников был гражданином РФ. Затем исследователи сравнили ответы мужчин и женщин. Оказалось, что женщины лучше понимают важность того, чтобы близкие видели их настоящими, осознавали их сильные и слабые стороны. Для женщин в большей степени важны открытость и честность в близких отношениях, они чаще стараются понимать потребности и желания дорогих им людей. Мужчины же лучше разбираются в своих чувствах и мотивах, доверяют этим знаниям и желают их расширять. Поступки мужчин менее спонтанные, они чаще отдают отчет в своих действиях.

Разработанный опросник поможет людям избегать профессионального выгорания, а также лучше понимать собственные чувства и желания. В дальнейшем исследователи планируют применить опросник на больших выборках людей разного возраста, жизненного опыта и профессий.

«Созданный метод существенно расширяет возможности российских ученых в исследовании аутентичности. Мы планируем применить этот опросник, адаптация которого потребовала больших усилий и значительного времени, для изучения того, как аутентичность переживается молодыми людьми в ходе их взросления, какова ее роль в предотвращении профессионального выгорания и как она связана со способностью людей устанавливать близкие отношения — дружить, влюбляться, заводить семью. Это краткий перечень направлений исследований, которые мы рассматриваем как наиболее актуальные и перспективные, но, разумеется, в действительности возможностей открывается намного больше», — комментирует руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Софья Нартова-Бочавер, профессор, ведущий научный сотрудник факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Текст: Анна Дегтярь

Автор:Indicator.Ru