Эксперимент показал, какие области мозга были важны для улучшения каменных орудий
Антропологи и психологи из Великобритании и США предположили, что резкое улучшение качества орудий труда около 1,75 млн лет назад связано не столько с развитием языка, сколько с совершенствованием процессов в мозге, задействованных в том числе в игре на музыкальных инструментах. Исследование опубликовано в журнале Nature Human Behaviour.
В указанное время произошел переход от простых орудий, сделанных из осколков камня и голышей (олдувайская культура), к более сложным: ручным топорам и ножам для разделки туш и шкур (ашельская культура). Считается, что эти изменения сопровождались развитием мышления и способностей к языку.
Чтобы понять, какие изменения должны были произойти в мозге людей, чтобы изменились изготавливаемые ими орудия, авторы исследования с помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии проследили за активностью мозга современных людей, перед которыми ставили задачу сделать орудие труда из камня. Для того чтобы оценить роль языка в овладении навыками, ученые дали половине испытуемых (15 из 31) посмотреть видео, на котором рассказывалось, как надо дробить камень, другая половина участников смотрела видео без словесных пояснений.
Ученые установили, что для изготовления орудий труда уровня олдувайской культуры беззвучного видео было достаточно. Однако для более сложных действий потребовалась зрительная память, информация, связанная с восприятием на слух и повторением движений, а также сложное планирование действий, в котором участвуют те же области мозга, что и в игре на фортепиано. Структуры мозга, ответственные за развитие языка у современных людей, активизировались лишь при изготовлении сложных орудий по словесному руководству, исходя из чего ученые предположили, что связь между этими областями и используемыми навыками слаба.