Опубликовано 31 августа 2024, 19:03
4 мин.

Объявлены 32 финалиста конкурса «Научная Вселенная», победители которого отправятся на космодром

Объявлены 32 финалиста конкурса «Научная Вселенная», победители которого отправятся на космодром

© Wikimedia Commons

Эксперты определили 32 финалиста, которые успешно справились с решением индустриального кейса. В финал вышли школьники и студенты из Красноярского края, республики Марий Эл, Оренбургской, Саратовской областей, а также Санкт-Петербурга, откуда финалистов оказалось больше всего. 19 сентября в Москве в Павильоне «Атом» определят 16 победителей проекта, кто отправится на космодром «Восточный». Об этом сообщает пресс-релиз, поступивший в нашу редакцию. Завершился второй этап мультиформатного конкурса для студентов и школьников «Научная Вселенная». Экспертное жюри в лице молодых ученых – наставников проекта, членов Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, определило 32 финалиста. С ними наставники продолжат работу по индустриальному кейсу, чтобы помочь ребятам подготовиться к финалу.

Заключительное состязание пройдет 19 сентября в Москве в Павильоне «Атом» на ВДНХ. Всего в конкурсном отборе приняли участие более 275 тысяч школьников и студентов. Самыми популярными стали треки «Генетика и персонализированная медицина», «Гуманитарный микс (история достижений)» и «Цифровые технологии». Для выхода в финал участники второго этапа должны были предложить решение отраслевого кейса в рамках выбранного трека: «Агробиотехнологии», «Генетика и персонализированная медицина», «Гуманитарный микс», «Климат и экология», «Новые источники энергии», «Освоение космоса», «Развитие Арктики», «Цифровые технологии».

Отраслевые кейсы для полуфинала подготовили партнеры трека. Так, ГК «Росатом» в рамках трека «Развитие Арктики» предложил школьникам сформировать концепцию атомного ледокола для проведения научных исследований экосистемы. Ребята нашли множество решений: ледокол-исследовательская лаборатория, ледокол-транспортер для подводных лодок и исследовательских научных станций и другие.

Участники трека «Освоение космоса» решали кейс от «Роскосмоса»: разработать концепцию цифрового двойника для оптимизации разработки космических аппаратов. Конкурсанты выбрали для исследования разные космические аппараты, такие как «Союз 2.1а», «АМС Венера-Д.», «Луна-28» и представили свое видение структуры и сценарий работы цифрового двойника.

Полуфиналисты «Гуманитарного трека» должны были предложить идею видеопроекта, посвященного современным российским научным достижениям, исследованиям и разработкам. Участники придумали множество вовлекающих проектов – от создания коротких роликов с учеными до съемок документального сериала «Супергерои океана».

В финал вышли студенты из Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, НИУ ИТМО, Европейского Университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им М. Ф. Решетнева, Забайкальского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Донского государственного технического университета. Среди школьников – ученики Школы Космонавтики, Лицей №1 им. М.В. Ломоносова, Университетской школы ДВФУ, Гимназии Салманова, IT-колледжа «Сириус».

«Работа с обучающимся дает нам понимание того, насколько важно для школьников старших классов и студентов иметь возможность перенять опыт и получить поддержку от специалистов в области их научных интересов. "Научная Вселенная" создает творческую площадку, позволяющую участникам проявить себя, узнать, как им развиваться в выбранном научном направлении. Необходимо отметить, что почти все участники конкурса серьезно и тщательно подошли к подготовке проектов, и многие из них предложили весьма интересные и оригинальные идеи и подходы для решения поставленных задач. На следующем этапе финалистам будет необходимо улучшить и доработать проекты, а мы будем им в этом помогать и делиться своим опытом», – отмечает Антон Нижников, профессор РАН, исполняющий обязанности заведующего кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год, наставник трека «Агробиотехнологии».

«Участники проявили живой интерес к зеленой альтернативной и атомной энергетике. В рамках трека энергетика все представленные проекты были интересными и проработанными, поэтому отбор, который удалось пройти финалистам, был непростой. Полуфиналисты должны были предложить решение по восполнению энергодефицита в регионе и эффективному энергоснабжению домохозяйств, многие удачно справились с задачей, предложив комплексные решения с использованием традиционной и возобновляемой энергетики. Это лишний раз доказывает, что атомная наука является не просто набором формул, а ключом к решению актуальных проблем. И, самое главное, благодаря таким проектам у нас есть возможность найти талантливых ребят, которые в будущем могут стать известными учеными, инженерами и лидерами сферы», – отметила наставник трека «Новые источники энергии», начальник научно-технического отдела АО ОКБ «ГИДРОПРЕСС» ГК «Росатом», советник Частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Екатерина Солнцева. Наставник трека «Освоение космоса», руководитель наземного сегмента космического направления компании «Геоскан», руководитель образовательного проекта СОНИКС Кирилл Стариков прокомментировал прошедший отбор: «Конкурс "Научная Вселенная" – это возможность для ребят со всей страны раскрыть свой научный потенциал и попробовать себя в разных направлениях. Я курирую трек "Освоение космоса". Проекты участников по моему направлению показывают, что ребята погружены в контекст, понимают, какие вызовы и проблемы есть в космической сфере. Они знакомы с достижениями и перспективами развития отечественной космической сферы. Приятно видеть, что участники не боятся предлагать смелые и при этом реалистичные идеи».

«Я работаю со студентами и понимаю, насколько важно для молодых ребят иметь возможность перенять опыт и получить поддержку от специалистов в сфере. "Научная Вселенная" дает возможность участникам проявить себя, узнать, как им развиваться в научном направлении. На данном этапе мы отобрали финалистов конкурса. Теперь перед нами стоит задача помочь финалистам усовершенствовать свои кейс-решения. Именно обмен опытом – основная ценность конкурса», – прокомментировал ведущий научный сотрудник Института океанологии им П. П. Ширшова РАН Александр Осадчиев.