Опубликовано 26 марта 2019, 17:39

Основа для науки: как выстраивается система базовых школ РАН

Как из обычных школ сделать опорные?
Danielle Kurtzleben/EPA

Danielle Kurtzleben/EPA

Как выбирали школы для сотрудничества с РАН, кто из научных сотрудников придет в школы, что изменится с приходом Академии и когда будет запущен проект, рассказал в интервью корреспонденту Indicator.Ru координатор проекта от РАН Александр Соломатин.

В феврале РАН и Министерство просвещения анонсировали большой совместный проект: развитие в регионах «базовых школ РАН». Для участия в нем выбраны 110 школ в 32 регионах страны. В рамках проекта планируется объединение среднего образования и науки для подготовки будущих ученых.

— На чем был основан выбор вошедших в проект школ?

— Были определены три обязательных условия. Первое — муниципальный уровень подчинения или учредительства школы. Кроме муниципальных, в регионах действуют школы регионального подчинения, например губернаторские лицеи, и федерального — структурные подразделения университетов, частные школы. Мы выбирали только школы муниципального уровня подчинения.

Второе условие — вхождение муниципальных школ в федеральные рейтинги. Наиболее значимые и известные из них — топ-200 и топ-500. Топ-200 включает школы, ученики которых показывают высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах. Для включения в топ-500 учитывается большее число показателей, в том числе результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ и другие. Все выбранные 110 школ обязательно входят в один из этих рейтингов или сразу в несколько.

Третье условие связано с научно-образовательным потенциалом региона. Мы выбирали регионы, где находятся центры Российской академии наук, известные научные институты, ведущие федеральные университеты, которые готовы обеспечить поддержку базовых школ РАН. Таким образом, мы опирались на объективные показатели.

— А на чем основано число 110 — оно рассчитывалось, исходя из возможностей РАН?

— Нет, список определился после анализа результатов отбора по условиям, о которых я говорил. Какого-то специального квотирования не существовало. Сейчас идет работа по уточнению списка школ, мы обращаемся в регионы и обсуждаем перечень. Многие регионы говорят, что мы «попали в точку», перечень школ устраивает их полностью; другие предлагают изменения. Позицию каждого региона мы учитываем, но условия отбора не меняем: в список не включаются школы регионального или федерального подчинения, а также школы, которые не входят в существующие рейтинги. Мы понимаем, что это самое начало проекта, его пилотный этап, и в будущем список может расширяться.

Регионы-участники проекта

Регионы-участники проекта

© Презентация вице-президента РАН Алексея Хохлова на заседании президиума РАН

— Не во всех регионах, где предполагается создать базовые школы, есть научные центры РАН. Кто будет отвечать за проект там?

— Во всех субъектах Российской Федерации, где запланировано создание базовых школ РАН, определены региональные координаторы. Это специалисты, готовые обеспечить взаимосвязь научных центров и вузов региона с базовыми школами РАН: обсуждение кандидатур из числа сотрудников научных центров и преподавателей вузов для работы в школах, реализацию совместного плана работы, оценку предлагаемых программ учебных курсов и модулей. Региональные координаторы выступают посредниками между научно-образовательными центрами регионов и школами, а общую поддержку проекту обеспечат РАН и Министерство просвещения. В ближайшее время РАН планирует создать комиссию по научно-организационной поддержке базовых школ. В нее будут включены представители всех заинтересованных сторон, в том числе региональные координаторы.

— А кто из научных сотрудников и представителей вузов будет непосредственно участвовать в проекте и придет в школы?

— Конструктивные отношения между школами, вузами, научными центрами нашей страны складываются в течение многих десятилетий. Во всех регионах преподаватели вузов и ученые ведут курсы, факультативы, читают открытые лекции, приглашают старшеклассников в лаборатории. Нам бы хотелось, чтобы в проекте участвовали специалисты, имеющие такой позитивный опыт. Одновременно предполагается приглашение новых специалистов, но с обязательным согласованием их кандидатур с базовыми школами РАН, с региональными координаторами и учреждениями, в которых они работают.

— Какие модели базовых школ РАН будут реализованы в проекте?

— Мы предлагаем несколько вариантов. Например, модель профильной школы предусматривает обучение школьников на повышенном уровне по одному или нескольким профилям в 10-11 классах и предпрофильное обучение в 8-9 классах. В школе с углубленным изучением отдельных предметов продвинутая подготовка и развитие проектных и исследовательских умений обучающихся будут начинаться с начальной школы. В школе-лаборатории будет организована научно-исследовательская деятельность обучающихся как на собственной лабораторной базе, так и на базе научных организаций. Есть и другие варианты, в том числе школа при университете или научной организации, школа — ресурсный (сетевой) центр, а также смешанная модель. Каждая школа может выбрать оптимальный вариант с учетом существующих традиций и опыта работы.

— Что именно проект изменит в работе базовых школ РАН? Появятся новые курсы, факультативы?

— Мы полагаем, что будут внесены коррективы в схемы развития и основные образовательные программы базовых школ РАН. Это затронет все аспекты жизни каждой школы — учебные планы, используемые формы и методы обучения школьников, внеурочную деятельность, оценочные материалы, управленческие механизмы. Например, нам известно, что учебный план любой школы может включать наряду с обязательной частью «вариативную», формируемую участниками образовательных отношений. И базовые школы РАН смогут использовать эту часть в трех вариантах: для более основательного изучения обязательных предметов, для введения дополнительных (обязательных для конкретных групп школьников) учебных курсов или курсов по выбору и факультативов с учетом интересов и профессиональных предпочтений обучающихся. Каждый вариант — сфера использования интеллектуальных и мотивационных возможностей ведущих ученых нашей страны и преподавателей вузов.

— А что подразумевается под исследовательской деятельностью? Когда школьники смогут заниматься ею на таком уровне, чтобы к окончанию школы стать соавторами научных статей?

— В проекте мы будем опираться на успешный опыт организации исследовательской деятельности школьников, уже существующий в нашей стране. Как показывает практика, для решения этой задачи существуют значительные возможности. Основы исследовательской деятельности закладываются уже в начальной школе, в ходе освоения каждым школьником учебных предметов и курсов. На следующих уровнях образования, в средней и старшей школе, появляются дополнительные ресурсы, включая серьезные проекты и исследования. Значительный потенциал имеется во внеурочной деятельности каждой школы и просто уникальный — в системе дополнительного образования детей. Базовые школы РАН в полной мере используют имеющиеся сегодня возможности, ведь не случайно они представлены в федеральных рейтингах. Наша задача — благодаря ресурсам РАН придать этой работе дополнительный импульс, и тогда, может быть, школьники станут не только соавторами, но и авторами научных статей.

— На заседании президиума РАН говорилось о повышении квалификации учителей. Что планируется делать в этом направлении?

— Проект по созданию базовых школ РАН включает в себя три направления: повышение качества образования детей за счет расширения его содержания, нацеленности на формирование исследовательских умений, а также современных педагогических технологий; переподготовка педагогов; укрепление материально-технической базы. Значит, повышение квалификации учителей — одно из обязательных направлений проекта. Здесь мы планируем опираться на показавшие свою эффективность механизмы повышения квалификации в региональных институтах развития образования и высших учебных заведениях. Вместе с тем имеет смысл, используя научно-образовательный потенциал РАН и других научных центров, включиться в действующую модель, внести изменения в тематику курсов и формы преподавания и привлечь к работе с учителями ведущих специалистов различных областей науки.

— Когда планируется запуск проекта?

— Нужно сказать, что уже сейчас ведется большая подготовительная работа. В конце февраля проект обсуждался на заседании президиума РАН. Затем 14 марта в Новосибирске на международной образовательной выставке «Учебная Сибирь 2019» представители РАН обсудили практические вопросы реализации проекта с руководителями региональных систем образования. Эта встреча была организована Министерством просвещения. Вероятно, с 1 сентября следующего учебного года базовые школы РАН приступят к реализации заявленных идей в полной мере.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.