Опубликовано 13 августа 2018, 19:02

Осы и пчелы могут узнавать людей по лицу

Лицо человека, каким его видит пчела (снизу)

© dalantech/Flickr, A. Dyer, S. Williams/RMIT

Ученые опровергли предположение, что для распознавания лиц нужен большой мозг. В рамках новой работы они показали, что нервные системы медоносной пчелы (Apis mellifera) и осы обыкновенной (Vespula vulgaris) достаточно развиты, чтобы определять индивидуальные черты человеческого лица. Результаты исследования изложены в журнале Frontiers in Psychology.

У человека самый сложно устроенный мозг среди всех известных организмов. Считается, что он увеличился до таких размеров в процессе эволюции, чтобы выполнять специфические задачи, например, поддерживать социальные связи с большим количеством индивидов внутри группы. Для этого очень важно хорошо распознавать лица.

Человек может узнать лицо, даже если видел его очень непродолжительное время. Одна из особенностей мозга, благодаря которой мы хорошо воспринимаем лица, — так называемая целостная обработка (holistic processing), то есть мозг воспринимает лицо как единое целое, а не по частям. Согласно современным концепциям, мы учимся целостной обработке в раннем возрасте, для этого нужны долгие тренировки.

Ученые из Франции, Германии и Австралии решили проверить, способны ли насекомые к целостной обработке лиц. Для примера они использовали ос и пчел, мозг которых состоит менее чем из миллиона нейронов. (Для сравнения: в человеческом мозге десятки миллиардов нейронов). Авторы использовали два теста, созданных для проверки целостного восприятия лиц у человека: эффекты «от частного к целому» (part-whole effect) и «композиции лица» (composite-face effect). Первый связан с тем, что узнавание по отдельным чертам, например по глазам, работает хуже, чем узнавание всего лица. Второй феномен отвечает за существенное снижение точности распознавания, если при тех же самых внутренних частях лица (глаза, нос и рот) изменить внешние черты, такие как овал головы.

В экспериментах как пчелы, так и осы смогли научиться распознавать черно-белые изображения человеческих лиц. Дополнительные исследования показали, что их восприятие основывается именно на целостной обработке, хотя никакого эволюционного смысла распознавать именно человеческие лица у этих насекомых не могло быть.

Результаты исследования помогут разобраться с тем, как у человека и других животных появились сложные системы распознавания лиц, и создать более эффективные системы искусственного интеллекта для обработки визуальной информации.