Соискатель степени по теологии: атеизм не гарант научной объективности
Протоиерей Павел Хондзинский, защищающий сегодня первую в России диссертацию на соискание ученой степени ВАК по научной специальности «Теология», ответил на все пять отрицательных отзывов на свой труд. Об этом сообщает внештатный корреспондент Indicator.Ru.
Больше всего внимания соискатель уделил критике, которая прозвучала в сторону его «научно-теологического метода», который «конституируется личным опытом веры и жизни теолога». По мнению оппонентов, такой подход противоречит нормам научного исследования и рациональности. Хондзинский возразил, что наличие личностных предпосылок — легитимная исходная точка познания в гуманитарных науках. «Музыковед не может написать работы по своей специальности, не имея личного опыта слушания музыки. И его работа не дискриминирует тех представителей научного сообщества, которые не имеют музыкального слуха», — отметил он. Говоря о методологии, он апеллировал к философу и социологу науки Майклу Полани, согласно которому нельзя изымать из научного знания «человеческие», личные особенности тех, кто это знание создает.
Далее, критикуя многочисленные обвинения в том, что его диссертация и ее защита нарушают светский характер российского государства, записанный в Конституции РФ, соискатель отметил, что оппоненты путают понятия атеистического и светского государства. Первое дискриминирует носителей религиозного мировоззрения, а второе с равным уважением относится к носителям религиозного и атеистического мировоззрения и предоставляет им равные возможности, в том числе и в научной деятельности. Атеизм, вопреки мнению Юрия Панчина, не является гарантом научной объективности, ведь именно атеисты объявили генетику «вне закона».
Наконец, Хондзинский отверг обвинения в предоставлении недостоверных сведений о своей публикации в сборнике «Христианство и русская литература», которая якобы не входит в список ВАК. В 2010 году, когда там вышла работа соискателя, он входил. Более того, было дано специальное пояснение ВАКа по поводу этого и других журналов, что новые правила об исключении их из списка не имеют обратной силы, о чем оппоненту должно быть известно. «Только мой возраст и сан не дает мне обвинить оппонента в публичном распространении непроверенной информации и потребовать за это извинений», — отметил соискатель.
Защита первой в России диссертации на соискание ученой степени по научной специальности «Теология» прошла в Москве, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Тема работы соискателя, протоиерея Павла Хондзинского, — «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». На защите присутствовали 22 члена Диссертационного совета из 23, что делает заседание правомочным.
Защита еще до ее начала приобрела оттенок скандальности: в марте она вызвала ожесточенные споры и неприятие среди тех, кто считает теологию не соответствующей критериям научной рациональности, а попросту лженаукой. На вечер 31 мая было опубликовано пять отрицательных отзывов на автореферат диссертации (из девяти). Авторы этих отзывов (все биологи) подвергли критике метод исследования (особенно «личностный опыт веры и жизни теолога», упомянутый в тексте), объективность рассмотренных источников и даже соответствие опубликованных по теме диссертации работ требованиям ВАК. Все пять отрицательных отзывов были зачитаны полностью.
Как научная специальность теология появилась в России еще в 2015 году, до этого близкие к теологии темы защищались по другим специальностям, относящимся к философии, культурологии, социологии и т. д. По действующим сейчас (после введения специальности «Теология») правилам, предполагалось, что соискатели могут защищать работы по этой специальности, однако получат при этом степень кандидата или доктора философских, социологических и т. д. наук, в зависимости от темы работы. Однако уже на защите выяснилось, что Министертво образования и науки в ускоренном порядке ввело в действие анонсированный в мае приказ о введении особых степеней «кандидат богословия» - и именно эту степень присудили Павлу Хондзинскому.