Опубликовано 06 мая 2021, 15:19
3 мин.

Первые цивилизации в Европе были генетически однородны

© Wikimedia Commons

Ученые выяснили, что жители цивилизаций Эгейского моря в раннем бронзовом веке были гораздо генетически однороднее, чем предполагалось ранее. Это опровергает теорию о том, что переход к бронзовому веку и развитие городских центров было связано со смешиванием местных жителей с мигрантами из других регионов. Исследование опубликовано в журнале Cell.

Первые цивилизации в Европе появились в районе Эгейского моря. Это были минойская цивилизация на Крите, элладская в Греции и островная кикладская. Они сформировались около 3—2 тысяч лет до н.э. Появление первых цивилизаций привело к масштабным сдвигам в социальной, экономической и политической жизни в Европе. Возникли первые городские центры, гигантские дворцы, росли объемы торговли. Все три первые цивилизации обладали своей характерной культурой с различиями в погребальных обрядах, архитектуре и искусстве.

Сильное различие культур намекало на то, что к ним относились люди разного происхождения. Но это оказалось не так. Команда исследователей из разных стран Европы взяла образцы хорошо сохранившихся скелетных останков на археологических раскопках. Ученые секвенировали шесть полных геномов. Четыре из них относились ко всем трем культурам раннего бронзового века, и еще два — к элладской культуре среднего бронзового века. Также исследователи секвенировали митохондриальные геномы одиннадцати других людей из раннего бронзового века. В совокупности этих данных оказалось достаточно для анализа.

«Воспользовавшись тем, что количество образцов и качество ДНК, которые мы обнаружили, огромны для исследований такого типа, мы разработали сложные инструменты машинного обучения для решения таких проблем, как как низкая глубина охвата, ущерб и порча останков современными людьми, открывающие дверь для применения искусственного интеллекта к данным палеогеномики», — рассказал один из исследователей, глава группы популяционной геномики Национального центра геномного анализа (Испания) Оскар Лао.

Ученые обнаружили, что представители всех трех цивилизаций были генетически похожи в раннем бронзовом веке (3 тысячи лет до н.э.). При этом геном жителей элладской цивилизации на материковой Греции значительно изменился уже к среднему бронзовому веку (2,6-2 тысячи лет до н.э.). Виновниками этого стали выходцы из степей Северного Причерноморья и Каспийского моря, которые мигрировали в Грецию. Примерно 50% родословных жителей элладской цивилизации стали связаны со степями. Влияние выходцев из степей привело к появлению людей, очень похожих на современных греков. Кроме того, волны миграции из степей предшествуют появлению самой ранней задокументированной формы греческого языка. Поэтому они могли повлиять на появление протогреческого языка. При этом ученые отмечают, что две другие цивилизации оставались гомогенны и не испытывали серьезного влияния извне.

Это противоречит распространенным теориям, что развитие древнегреческих цивилизаций было вызвано массовым обновлением населения. При переходе к раннему бронзовому веку жители всех трех культур были генетически близки, что говорит о культурной преемственности местных неолитических групп. В дальнейшем ученые собираются исследовать геномы в Армении и на Кавказе, чтобы определить, откуда в Грецию пришли представители других народов.