Гуманитарные науки

Параллельные измерения, или PISA по-русски

Запускается новое исследование качества российского школьного образования

Валерий Шарифулин/ТАСС

Почему Россия по PISA отстает, а в TIMSS в лидерах, зачем делать еще одно тестирование качества образования, какие регионы будут исследоваться в этом году и каких ошибок надо избежать, чтобы проект прошел не зря, — в материале Indicator.Ru.

Какому тесту верить?

Одна из основных целей нацпроекта «Образование», отмеченная в поручении президента, — войти в десятку стран с лучшим качеством образования. Как понять, что этот результат достигнут? Для этого было решено опираться на международные стандарты — хотя у нас существует своя развитая система оценки качества образования, нам нужно учитывать привлекательность нашего образования на международном уровне и эволюционировать в ногу со временем, а не изобретать велосипед, непременно пытаясь найти русский путь. По мнению экспертов круглого стола «Оценка качества образования на основе международного опыта в рамках федерального проекта "Современная школа"», вызовы перед человеком будущего стоят глобальные, поэтому измерять его подготовку тоже надо по общим критериям.

Но вот незадача: международные исследования, на первый взгляд, дают совершенно противоречивые результаты. Так, по данным исследования PISA (Programme for International Student Assessment) для 15-летних школьников, Россия на средних позициях (около 30 места), зато в TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), которое проводится в 4-х и 8-х классах, попадает в десятку. Нельзя сказать, что ученики к девятому классу деградируют: в TIMSS для нахождения ответа не нужно много рассуждать и навыки требуются довольно базовые. А вот PISA оценивает умение применять полученные знания на практике, поэтому просто выучить что-то будет недостаточно. Для решения задач теста понадобятся не правила, а рассуждения и наблюдательность. Правильный ответ можно дать и без каких-то фундаментальных знаний, пользуясь общей логикой и кругозором.

«Мы берем не только инструменты проведения исследования, но и учитываем опыт реформирования образования в других странах. Я считаю, что, если мы хотим улучшить качество образования, поднять и его престиж, и его значимость, мы должны заинтересовать и самих школьников, самих обучающихся, мы должны больше объяснять, зачем им нужно образование, почему образование ведет к успешности», — утверждает директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко. По его мнению, именно это (упор на практические навыки) и показывает тест PISA. Выбор на этот тест пал и потому, что именно эти стороны в нашем общем образовании страдают.

«Современная школа»: деньги, регионы, участники

Исследование PISA проводится циклично раз в три года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Но в России, по мнению экспертов, нужен более тщательный мониторинг, ведь показатели нацпроекта «Образование» не выполнить в одночасье перед дедлайном. Чтобы следить за текущей ситуацией, было принято решение проводить тестирование по методике PISA ежегодно начиная с осени 2019-го. Займется этим проект «Современная школа», на который планируется выделить 295,1 млрд рублей. Заметим, что не вся сумма пойдет на тестирования и рекомендации: сюда же входит оснащение 16 тысяч школ в малых городах и селах современной материально-технической базой, новые места для 230 тысяч учеников, строительство новых школ с привлечением частных инвестиций.

Но вернемся к планам на тестирование, которое пройдет уже в конце октября — начале ноября этого года. «В таких исследованиях важно работать с аналитикой, доводить до региональных структур, доводить их до каждой школы, формировать федеральные и региональные программы, чтобы работы проводились по тем направлениям, где у нас проблемы, — подчеркнул Станченко. — Если они проводиться не будут, то там, где мы имели лидирующие позиции, мы их можем потерять и в методологии, и в целях нацпроекта. <…> Это должен быть не моментальный, а поэтапный рост».

Еще одно отличие нового проекта «Современной школы» от международного тестирования PISA — масштаб. В этом году в работу включатся 1400 школ из 14 субъектов: республики Саха, Бурятия, Кабардино-Балкария, Саратовская, Ульяновская, Вологодская, Иркутская, Томская, Ивановская, Липецкая, Брянская области, Краснодарский, Ставропольский края и Ямало-Ненецкий автономный округ. К 2024 году в тестирования будут вовлекаться 85 регионов страны. Обычная выборка PISA — всего около 200 школ.

«Это не оценка»

Весть о еще одном новом тестировании большинство учителей воспримут с печальным вздохом. Сколько можно загружать детей (и нас)? А вдруг опять с нас спросят и скажут, что плохо научили (и не посмотрят, что я в одиночку пять предметов в сельской школе веду — от ИЗО до математики)? Не лишат ли меня надбавки? В итоге в глазах школьной общественности новое тестирование нависает дамокловым мечом. Однако почти каждый эксперт счел своим долгом напомнить, что речь не идет об оценке.

«Международные исследования — это срез текущего положения дел, это некая фотография. Не оценка! Именно ежегодное исследование позволит сделать комплексный анализ собранных данных. Общероссийская оценка отследит динамику, в которой мы движемся, когда не проходит международная оценка по исследованиям, чтобы получать данные в те годы, когда она не проходит, и держать руку на пульсе», — рассказал замдиректора ФИОКО Илья Денисенко. Исследование лишь сообщит об общем состоянии дел в регионах на больших выборках, данные о каждом отдельном школьнике будут анонимизированы и никак не повлияют на его аттестат. «Это не оценка региона, не оценка учителя, ребенка, это исследование состояния образования. Никаких мер по отношению к учителям или ученикам, которые покажут плохой результат, применяться не будут», — подтвердил Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Региональная оценка покажет положение регионов на международной шкале, да и сами организации, из которых в исследовании поучаствовали более 42 школьников, получат индивидуальные отчеты (это тоже станет инновацией, в международном исследовании такой опции нет). Кроме того, исследование поможет тренировке проектных команд в регионах (координаторов разных уровней, тьюторов), а также распространению информации о таких исследованиях по школам.

«Мы также проведем социологический опрос в школах, насколько целевые группы — ученики, их родители — удовлетворены качеством образования. Анализ всех этих данных позволит сделать срез, увидеть состояние сферы образования», — добавил Денисенко. Все это в сумме поможет составить рекомендации, с помощью которых планируется улучшить российские школы.

Исследование качества образования — это, конечно, хорошо, но дальнейшего успеха оно не гарантирует. Важно правильно проинтерпретировать результаты и добиться выполнения рекомендаций, но это не все. Во-первых, в России сейчас происходит сильный крен в сторону практико-ориентированных образовательных стандартов, стратегий и проектов, с которыми у нас исторически были проблемы, и PISA как ориентир лишний раз это подтверждает. Исправляя наш недостаток, важно не перегнуть и не оставить школьников вовсе без фундаментальной части. Во-вторых, нужно следить за отдельными школами, не позволяя им мухлевать. Эксперты привели в пример ситуацию, когда ряд школ через два года участия в международных тестированиях и рейтингах с удивлением узнают о том, что в них включены, — ведь они просто ставили всем высокие оценки (своим ученикам было не жалко). Поэтому выполнение рекомендаций надо контролировать, чтобы оно происходило не только на бумаге.
Indicator.Ru
Мнение

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.