Опубликовано 02 июля 2020, 11:11

Подводные артефакты пролили свет на жизнь древних австралийских аборигенов

© AAP

Ученые из Австралии и Великобритании нашли и исследовали древние артефакты на двух подводных объектах. Авторы обнаружили сотни каменных орудий, изготовленных аборигенами, включая шлифовальные камни. Статья об открытии опубликована в журнале PLOS ONE.

Первые подводные археологические памятники аборигенов находятся на северо-западе Австралии. Они возникли тысячи лет назад, когда нынешнее морское дно было сушей. Австралия представляет собой огромный континент, но более 30% его суши было затоплено из-за повышения уровня моря после последнего ледникового периода. Это означает, что огромное количество археологических артефактов, показывающих жизнь аборигенов, сейчас находится под водой.

«Сегодня мы объявляем об открытии двух подводных археологических объектов, которые когда-то были на суше. Это большой шаг вперед для австралийской археологии, поскольку мы начали устанавливать связи между сушей и морем», — говорит один из авторов работы, доцент Университета Флиндерса Джонатан Бенджамин.

В ходе исследовательского проекта Deep History of Sea Country Project команда дайверов нанесла на карту 269 артефактов на мысе Брюгьер, найденных на глубинах до 2,4 метра ниже современного уровня моря. Радиоуглеродное датирование и анализ изменений уровня моря показывают, что возраст объекта составляет не менее 7000 лет. Второй участок включает в себя подводный пресноводный источник на 14 метров ниже уровня моря. Возраст этого объекта оценивается по меньшей мере в 8500 лет. Оба объекта могут быть намного старше, так как метод датирования показывает только минимальный возраст.

Команда археологов и геологов использовала прогностическое моделирование и различные методы подводного и дистанционного зондирования, чтобы подтвердить местоположения объектов и наличие артефактов. Исследователи показали, что найденные артефакты пережили подъем уровня моря, и, хотя участки, на которых они были найдены, расположены на относительном мелководье, ученые не исключают, что их может быть больше в глубоководном шельфе.