Опубликовано 30 июля 2021, 19:08
2 мин.

Погребенный финский воин оказался "ни женщиной, ни мужчиной"

© Вероника Пащенко

Финские археологи провели генетический анализ человека из захоронения XI–XII века, погребенного в женской одежде и с мечом. Они выяснили, что у него было редкое генетическое отклонение — синдром Клайнфельтера, который в ярко выраженной форме не позволил бы назвать человека строго мужчиной или строго женщиной. Тем не менее богатство захоронения свидетельствует о высоком статусе погребенного. Исследование опубликовано в European Journal of Archaeology.

В 1968 году в Суонтаке (Финляндия) при рытье водопровода строители случайно обнаружили древний меч. Прибывшие на место археологи подробно его проанализировали. Меч привел ученых к захоронению, возраст которого составлял почти тысячу лет. Оно оказалось крайне интересным для ученых. Украшения указывали на то, что погребенный был одет в типичную женскую одежду того времени. Но при этом человек был захоронен с двумя мечами, что характерно для мужчин. Поэтому археологи выдвинули две теории. Согласно первой, могила Суонтака была двойным захоронением мужчины и женщины. Вторая теория гласит, что оружие все-таки принадлежало женщине. Это бы доказало, что в Средние века в этом регионе встречались женщины-воины и женщины-лидеры.

Однако обе теории оказались под сомнением из-за нового исследования финских ученых. Сперва они подтвердили, что погребенный действительно был одет в женскую одежду, но при этом у него на левом бедре действительно был прикреплен меч. Затем ученые провели генетический анализ тела. Хотя ДНК была сильно повреждена, исследователи обнаружили, что у человека была анеуплоидия по половым хромосомам XXY, иначе называемая синдромом Клайнфельтера.

Клинические симптомы данного генетического заболевания различаются от человека к человеку и могут оставаться незамеченными. Анатомически человек с синдромом Клайнфельтера является мужчиной, однако у него может расти грудь или уменьшаться мышечная масса. Также заболевание может приводить к бесплодию.

По словам ученых, погребенный в Суонтаке может быть примером человека, социальная идентичность которого находилась вне традиционного средневекового разделения полов. «Если характеристики синдрома Клайнфельтера были очевидны у человека, в раннем средневековье его нельзя было считать строго женщиной или мужчиной. Обильная коллекция захороненных в могиле предметов свидетельствует о том, что человека не только приняли, но ценили и уважали. Однако биология не диктует напрямую личность человека», — считает Улла Мойланен из Университета Турку. Среди вещей, свидетельствующих о высоком статусе погребенного, было мягкое перьевое одеяло с ценными мехами.

Также археологи выяснили, что из двух мечей, найденных в погребении, только один был захоронен с человеком. Второй меч был добавлен в могилу позднее. «Это также подчеркивает важность человека и его памяти для общества», — прокомментировала Улла Мойланен.