Опубликовано 27 марта 2021, 13:09
9 мин.

«Правительственные» и по специальностям: какими видят новые всероссийские олимпиады школьников

В Общественной палате обсудили, как преодолеть недостатки существующих состязаний
«Правительственные» и по специальностям: какими видят новые всероссийские олимпиады школьников

© Changbok Ko/Unsplash

Нужны ли междисциплинарные предметы во Всероссийской олимпиаде школьников, почему даже победителям не всегда удается воспользоваться своей льготой, что думают об олимпиадах работодатели и на какие группы направлений хотят разделить ВсОШ, читайте в репортаже Indicator.Ru о слушаниях «Обновление Всероссийской олимпиады школьников» в Общественной палате РФ.

От олимпиады к профессии

Тема олимпиад в целом и Всероссийской олимпиады школьников в частности волнует и школьников, и абитуриентов, и родителей, и вузы. И разумеется, она напрямую касается и Министерства науки и высшего образования, и Министерства просвещения, ведь в ключевых документах о молодежной политике и целях нацпроекта «Наука» черным по белому говорится о привлечении молодых талантливых кадров в исследования и разработки.

«Всероссийская олимпиада школьников имеет богатую историю и за несколько десятилетий помогла реализовать свои таланты миллионам российских школьников, многие из них стали блестящими учеными, конструкторами, основателями компаний. Но сегодня все главные научные и технологические прорывы совершаются на междисциплинарном уровне, и Всероссийская олимпиада, как главный социальный лифт для талантов, должна отвечать вызовам времени», — отметил лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.

На слушаниях Общественной палаты РФ прозвучали рассказы и об опыте проектной олимпиады НТИ, где в прошлом году поучаствовало 100 тысяч человек. Эта олимпиада не привязана к конкретному университету, она перечневая (дает при поступлении льготы и междисциплинарная). Кроме нее, говорили и о WorldSkills, и о «Больших вызовах». Для конкурсов такого типа характерен междисциплинарный подход, проектная деятельность и решение каких-то актуальных проблем. Зачем это делать? Сейчас развивается упор на прикладные направления и технологии, чтобы исследования не просто расширяли нашу картину знаний о мире, но и повышали уровень жизни населения и ВВП.

Кроме того, запрос приходит и от компаний: у них есть проблемы, которые могли бы быть решены с помощью науки, и нужны кадры, которые этим займутся. «Мы очень высоко ценим предметные знания специалистов, но с точки зрения встраивания талантов в нашу работу нам нужны именно те надпредметные компетенции, которые развиваются в таких соревнованиях, как Олимпиада Кружкового движения НТИ. Повышение уровня этих соревнований очень важно для нас как для работодателей. При этом нам стоит совместно выстраивать траектории технологически ориентированных ребят не только в части поступления в вузы, но и как можно раньше связывать их непосредственно с работодателями и большими сквозными проектами, которые разрабатываются сейчас на государственном уровне», — рассказала исполнительный директор АНО «Консорциум «Телекоммуникационные технологии» Анна Янчевская.

Но трудоустройство — вопрос, о котором некоторые абитуриенты не имеют возможности даже задуматься при поступлении. Вуз и факультет выбирают по разным причинам, которые не всегда очевидны чиновникам и даже университетам — от количества баллов по ЕГЭ и зачисления по олимпиадам до социального статуса, хорошего общежития или атмосферы в студенческой среде. Однако именно трудоустройство выпускников становится для высших учебных заведений одним из важнейших показателей. Но что делать, если нужно готовить школьников к тем профессиям, которых еще не существует? И здесь на передний план выходят всевозможные soft skills, умение учиться всю жизнь (life-long learning) и междисциплинарные подходы.

Уже с этого года междисциплинарную инженерную олимпиаду было поручено включить во ВсОШ, но Министерство просвещения от нее открещивается, отвечая, что традиционно олимпиада проводится по школьным предметам, так что такого направления не предполагается. Однако в правительстве считают, что такая олимпиада нужна, и прямо сейчас этот вопрос находится в обсуждении.

Но почему нельзя просто так взять и сделать междисциплинарную инженерную олимпиаду одним из направлений Всероссийской олимпиады школьников? И так ли плоха эта система сама по себе? Ответ на эти вопросы очень длинный и многоплановый.

ВсОШ, в чем твоя проблема?

Интересно, что не все участники обсуждения были согласны даже по поводу проблемы, которую предстоит решать. Например, некоторые беспокоились о поступлении победителей ВсОШ в вузы, другие отмечали, что судьбу этих нескольких сотен человек в год можно решить «обходными путями». Но дело в том, что ВсОШ практически гарантирует зачисление — без вступительных испытаний по олимпиадному направлению. Всего несколько лет назад для победителей и призеров даже баллы ЕГЭ не играли роли. Теперь ситуация несколько изменилась, но победители ВсОШ до сих пор имеют большой выбор, если решат поступать на то же направление подготовки. Если направление другое, но экзамен по предмету, по которому проводилась олимпиада, при приеме учитывается, победителям или призерам могут засчитать олимпиаду в качестве 100 баллов ЕГЭ или ДВИ (дополнительного вступительного испытания). Другое дело, что с «профильными» предметами в разных вузах творится полная неразбериха.

Даже среди школьных предметов, по которым проводится ВсОШ, есть «сиротки» вроде ОБЖ, МХК или технологии, дипломы по которым почти ни в одном вузе не применить. Кроме того, существуют другие олимпиады и состязания, в том числе вузовские — для привлечения талантливых абитуриентов (часто дают льготы только в конкретном университете), и перечневые олимпиады и конкурсы (входящие в Перечень от Минобрнауки, в котором льготы победителям и призерам прописаны). Если олимпиада не перечневая, то разгул вузовского произвола еще больше: самостоятельно определяется и направление, и профиль олимпиад на нужный факультет. В итоге одна и та же олимпиада при подаче заявления на один и тот же факультет может в некоторых вузах означать зачисление без экзаменов, в других — добавлять 1–10 баллов к сумме по ЕГЭ, в третьих — не давать никаких бонусов.

Почему так происходит? Дело в том, что Всероссийская олимпиада школьников контролируется не только ФЗ «Об образовании», но и порядком проведения, за который отвечает Министерство просвещения. А вот прием в вузы уже контролирует Минобрнауки, которое для этого заводит собственные порядки. Сюда добавляется разнобой подходов отдельных университетов, которые могут автоматически следовать порядку Минобрнауки или же принять дополнительные документы с дополнительными правилами. «Абсолютное большинство университетов не утверждает этот дополнительный документ, потому что количество поступивших победителей и призеров Всероссийских олимпиад — это мониторинговый показатель. Поэтому университетам послабее все равно, какого победителя Всероссийской олимпиады принимать, а те университеты, у которых конкуренция среди олимпиадников большая, утверждают такие документы и фиксируют правила приема победителей олимпиад», — объясняет ситуацию Дмитрий Земцов. Если в существующей парадигме появится междисциплинарность, систему ждет коллапс.

Может быть, при взгляде изнутри отдельных вузов все выглядит логично, но помножив это на огромное разнообразие олимпиад, конкурсов и состязаний, мы получаем монструозную систему. С этой многоголовой гидрой должен сразиться каждый талантливый абитуриент в очень стрессовый период, когда все вокруг жужжат, какое это судьбоносное решение. Глядя ей в глаза, легко окаменеть от растерянности, а потом поплыть по течению или «продать себя подороже», поступив в самый рейтинговый университет или выбрав потенциально прибыльное направление, которым потом не хочется заниматься. И не будем забывать о давлении ожиданий семьи, друзей, учителей — да и своих собственных… Но психологические проблемы отличников и олимпиадников — это отдельный долгий разговор.

Другие спикеры отмечали закономерность: часто школьники-победители WorldSkills, олимпиад НТИ, «Больших вызовов», перечневых олимпиад или ВсОШ — это разные школьники, которые поступают в разные вузы. Ребята-победители «Больших вызовов» идут в сильные инженерные вузы, а льготники по ВсОШ поступают в топовые вузы страны — МГУ, МГИМО, ВШЭ, МФТИ. Но проблема ли это? Как отмечает координатор интенсивных профильных программ направления «Наука» Образовательного центра «Сириус» Алексей Горбачев, это просто разные направления — «классическая олимпиада» и «проектно-исследовательский конкурс», и оба они имеют право на существование. Добавим от себя, что если первый тип требует больше фундаментальных знаний, то второй — прикладных решений. Таким образом, школьники могут выбирать вузы, которые ближе к прикладным или фундаментальным специальностям, основываясь не только на распределении льгот, но и на своих предпочтениях.

Делим и присоединяем

По мнению Алексея Горбачева, во ВсОШ необходимо выделить несколько направлений. Состязания по ним требуют разного регламента: где-то логичнее сохранить многоступенчатый отбор, где-то лучше сделать часть олимпиады дистанционной или заочной. Дмитрий Земцов предложил больше направлений: «интеллектуальные состязания» (по образцу традиционных направлений ВсОШ); «проектно-исследовательские конкурсы» (по модели «Больших вызовов»); «командные инженерные соревнования» (по модели Олимпиады Кружкового движения НТИ); «конкурс профессиональных компетенций» (по модели юниорского трека WorldSkills).

Другим предложением стала привязка ВсОШ не просто к школьным предметам, но и к направлениям подготовки и специальностям. Это разрешило бы ситуацию с предметными олимпиадами, не привязанными почти ни к чему (например, по ОБЖ и технологии), которые тоже имеют многоступенчатую сложнейшую систему отбора, но по итогам не дают льгот почти нигде или дают, но произвольные и непредсказуемые, в каждом вузе свои. Также за олимпиадниками предложили закрепить контрольные цифры приема.

Еще одна задача — делать задания по актуальным, а не по устаревшим или совершенно случайным темам, пришедшим в голову разработчикам. Это выгодно и компаниям, которым нужны научные решения, и профессиональным ассоциациям, и ведомствам, контроль которых над профильной олимпиадой станет официальным, и даже вузам, для которых трудоустройство тоже важно. Например, ОБЖ можно закрепить за МЧС, чтобы контролировать и качество заданий, и поступление в подведомственные учебные заведения. Оговоримся, что во многих случаях ведомства как-то стараются влиять на эти процессы, их представители выступают на открытии олимпиад или могут судить выполнение каких-то заданий (по опыту участия автора во ВсОШ по ОБЖ, проводившейся в Пятигорске в 2013 году). Но если сделать это правилом, а не спорадическим событием, то качество заданий, на которое из года в год жалуются не только учителя и вузы, но и сами участники, можно было бы повысить.

Организовать такое разностороннее взаимодействие будет очень нелегко, но поскольку выявление и поддержка талантов входит в официальные приоритеты страны, делать это нужно. Работать этой системе может помочь еще одно предложение — регулировать ВсОШ на более высоком уровне, оформив порядок проведения олимпиады актом Правительства РФ.

Синхронизировать направления ВсОШ и других олимпиад с профилями факультетов и будущими специальностями и обратиться к будущим работодателям и профильным ведомствам для того, чтобы олимпиадная программа не устаревала, было бы полезно. Но нужно ли встраивать все это в систему ВсОШ при огромном разнообразии существующих олимпиад и конкурсов? Не проще было бы разделить все направления на эти группы и не отдавать на произвол отдельных вузов? Это помогло бы и не потерять то самое классическое, академическое направление, которым известна ВсОШ и которое приводит выпускников в фундаментальную науку.

Среди олимпиадников ВсОШ распространено мнение, что наука ради науки — это высокий идеал, а пойти в прикладные направления — это «продаться». С такими взглядами нужно работать. Но нельзя забывать, что без фундаментальной науки не будет прорывов в разработках и технологиях, и, если исследования не приносят плоды или прибыль прямо сейчас, это не значит, что их нужно бросать. Когда-то эксперименты с электричеством или наблюдения в микроскоп были прихотью и удовлетворением любопытства, и мы не знаем, что «выстрелит» в следующие 50 лет. Однако говорить о том же трудоустройстве на слушания почему-то пригласили только компании, но не дали слово, например, директорам научных институтов РАН. И это иллюстрирует не очень здоровый перекос в трендах образовательной политики: нужна и фундаментальная, и прикладная наука, а выбирать что-то одно — это как ходить на одной ноге.

Indicator.Ru