Опубликовано 06 октября 2020, 15:04

Предки человека в позднем нижнем палеолите уже умели обрабатывать инструменты огнем

© Brown Bear/Windmil Books/Universal Images Group/Getty Images

Израильские ученые выяснили, что обитавшие на Ближнем Востоке 200–420 тысяч лет назад предки человека научились обрабатывать свои орудия труда огнем, чтобы повысить их качество. Исследователи выяснили это с помощью спектроскопии и машинного обучения, а также практического эксперимента. Статья опубликована в журнале Nature Human Behaviour.

Использование огня для обработки инструментов значительно расширило производственные возможности в свое время. Однако до сих пор ученые не могут точно определить, когда же было это «свое время». В эпоху позднего нижнего палеолита (200–420 тысяч лет назад) люди уже относительно хорошо овладели технологией производства кремниевых орудий. Например, на Ближнем Востоке активно создавались каменные инструменты, и некоторые из них несут на себе следы воздействия огня. Однако оставалось неизвестно, случайность ли это, или предки людей специально обрабатывали огнем орудия труда.

Одним из главных источников находок эпохи позднего нижнего палеолита является пещера Кесем в центральном Израиле. Ученые из Института Вейцмана и Тель-Авивского университета исследовали два типа кремниевых инструментов из этой пещеры. Рассматриваемые орудия труда подвергались воздействию огня. Авторы исследования использовали комбинацию спектроскопии и машинного обучения. С их помощью они смогли выяснить, при какой температуре предки людей обжигали эти орудия труда.

Ученые обнаружили, что каменные лезвия нагревались до температуры 259 °С. Отщепы (умышленно сделанные осколки камня) обрабатывались при температуре 413 °С. А крышки горшков подвергались температуре 447 °С. Выяснив это, авторы провели эксперимент по воспроизведению аналогичных условий. Ученые обнаружили, что регулирование уровня нагрева может улучшить качество лезвий. Поэтому они пришли к выводу, что предки человека на Ближнем Востоке могли целенаправленно нагревать материалы до определенных температур, чтобы сделать свои инструменты более качественными.