Главными проблемами российской школы эксперты ПМЭФ назвали социальное неравенство и педвузы
Отставание в обновлении образовательных программ и системы подготовки учителей наряду с возрастающим социальным неравенством учеников – одни из главных проблем, стоящих перед современной российской школой. На этом сошлись участники сессии «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент Indicator.Ru.
Цифровизация образовательного процесса, улучшение материальной базы школ, растущий уровень подготовки абитуриентов педагогических вузов, повышение зарплат учителей, новая система обучения одаренных детей в лицеях и предуниверсариумах, расширение рынка негосударственного образования — все эти события эксперты сессии отметили как важнейшие достижения образовательной системы последних лет.
Однако на смену прежним растут новые проблемы, в то время как старые решены лишь частично. Так, по словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в России по оценке международного исследования PISA до сих пор в 2 раза выше доля функционально неграмотных выпускников средних школ, чем в европейских странах. С 2006 по 2015 год показатели российских выпускников в этом исследовании существенно выросли, но около 20% участников по-прежнему не достигают порогового уровня грамотности. Еще один печальный показатель, приведенный Кузьминовым, — 2,5 млн молодых людей от 15 до 25 лет не учатся и не работают. Существующие исследования показывают, что такая экономическая неуспешность на 90% коррелирует со школьной неуспешностью.
Корень проблем ректор ВШЭ видит в отсутствии механизмов снижения уровня социального неравенства в школах. В России создана система поиска талантов, но нет практик улучшения условий для детей, семьи которых ограничены в экономических и других возможностях. Более того, селективный доступ существует уже даже в первый класс: об этом заявляют две трети родителей, опрошенных ВШЭ.
«Вторая проблема — это продолжающееся отставание средней школы от лучших мировых практик. Очень малое пространство выбора для школьников. [...] Сохраняется мощная система дополнительного образования, но она концентрируется на спорте, искусстве и на школьных науках. Нет дополнительного образования по коммуникациям, по прикладным технологическим предметам, а это основная часть рынка труда», — заявил Ярослав Кузьминов.
Другой источник проблем – педагоги, считает директор Ассоциации инновационных регионов России, проректор РАНХиГС Иван Федотов. По его словам, за нововведениями в образовательных технологиях не успевает система подготовки учителей, которые просто не способны работать с современными детьми по современным программам.
«Мы провели эксперимент — решили обучить проектному управлению учителей и учеников московских школ. И хочу сказать, что насколько у нас прекрасные, желающие изменяться школьники, настолько же у нас отвратительные учителя, которые загнаны в чудовищные рамки и не способны в принципе к какой-либо трансформации. Я не понимаю, зачем нужны педагогические вузы как таковые. Они никогда не будут ни в топ-20, ни в топ-40 в рейтинге вузов, этот атавизм не нужен, равно как и педагогическая профессия. Человек должен обладать профессией — он историк, физик, математик, — а после этого идти в магистратуру и изучать технологии преподавания, работы с командами, психологию», — заявил Федотов.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.