Опубликовано 03 июля 2019, 21:12

Анализ генома пролил свет на происхождение филистимлян

© John Shumate/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Ученые из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка и экспедиции фонда Леона Леви впервые восстановили и проанализировали геномы людей, живших в бронзовом и железном веках в городе Ашкелоне, находящемся на юго-западе Израиля. Исследователи обнаружили гены, указывающие на то, что упоминаемые в Ветхом Завете филистимляне перебрались через Средиземное море к берегам Леванта в начале железного века. Результаты проведенного анализа были опубликованы в Science Advances.

Команда ученых восстановила генетические данные из останков десяти человек, живших на протяжении бронзового и железного веков (приблизительно 2800—3600 лет назад) в Ашкелоне, который, согласно Библии, был одним из пяти городов филистмилян. Все проанализированные останки содержали значительную долю генофонда коренного населения Леванта, однако у горожан Ашкелона раннего железного века имелись гены европейского происхождения, которых не было у их предшественников и потомков.

«Это генетическое различие связано с появлением в Ашкелоне связываемого с Европой пула генов в конце бронзового или начале железного века. Этот период соответствует по времени предположительному прибытию филистимлян на побережье Леванта, основанному на археологических и документальных сведениях», — объяснила ведущий автор исследования, сотрудница Института изучения истории человечества Общества Макса Планка Михал Фельдман.

Даниэль Мастер, автор исследования и директор экспедиции фонда Леона Леви в Ашкелоне, отметил, что жители города в первом тысячелетии до н. э. оставались «филистимлянами» для соседних народов, несмотря на постепенное исчезновение «европейского» следа в их геноме, что может быть связано со смешанными браками с жителями Леванта.