Опубликовано 21 декабря 2016, 20:01

Российские психологи выяснили, что при обучении символы эффективнее знаков

Российские психологи выяснили, что при обучении символы эффективнее знаков

© Pixabay

Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российского государственного гуманитарного университета сравнили эффективность использования дошкольниками и младшими школьниками знаковых и символических наглядных средств для овладения новыми знаниями. Оказалось, что использование символов при объяснении новой информации является более доступной и эмоционально насыщенной формой работы с детьми по сравнению с использованием знаков, что помогает ребенку значительно дольше помнить эту информацию. Результаты исследования опубликованы в European Early Childhood Education Research Journal.

В рамках исследования ученые предлагали детям различные темы, связанные с физическими явлениями: переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, понимание феномена радуги и другие.

«В экспериментальных группах освоение содержания осуществлялось через символические средства: дети разыгрывали ситуацию появления радуги и брали на себя соответствующие роли (свет, туча, дождь и др.). Чтобы понять изменения структуры строения вещества, дети представляли, что оно состоит из частиц, атомов, которые, как маленькие человечки, держатся за руки (именно они являлись символом). Контрольные группы обучались при помощи знаковых средств: схем, моделей», — говорит один из авторов исследования, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Александр Веракса.

Работа включала в себя несколько этапов, где основным был формирующий эксперимент, как сообщают ученые. На первом этапе по результатам проведенной индивидуально диагностики психического развития были составлены уравненные подгруппы детей как в рамках дошкольного, так и младшего школьного возраста. На втором этапе были проведены формирующие занятия, направленные на ознакомление с физическими явлениями. На третьем этапе, через две недели после последнего занятия, детям предлагалось выполнить контрольные задания, которые демонстрировали, насколько хорошо дети усвоили полученные знания.

Исследование показало, что использование символов при объяснении новой информации является более доступной, эмоционально насыщенной формой работы с детьми по сравнению с использованием знаков, что приводит к более детальной репрезентации материала и помогает ребенку значительно дольше его помнить. Главный вывод состоит в том, что символические средства могут быть весьма эффективны при объяснении нового образовательного содержания и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте.

«Данное экспериментальное исследование намеренно было выстроено таким образом, чтобы дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) осваивали идентичное содержание, опираясь либо на наглядные символические, либо на наглядные знаковые средства», — комментирует Александр Веракса.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.