Опубликовано 26 ноября 2016, 18:59

Психологи: «поза победителя» производит обратный эффект

© crkmaga/Pixabay

Ученые из Пенсильванского университета выяснили, что ощущение психологической и физиологической уверенности после принятия «позы победителя», например положить руки на бедра, не более чем иллюзия. Свои выводы ученые изложили на страницах Hormones and Behavior.

Психологи начали работать над исследованием два года назад. Они хотели изучить концепцию «позы победителя» с точки зрения теории эволюции. В качестве отправной точки ученые выбрали понятия «победивших» и «проигравших». Перед конкурентной борьбой животные пытаются увеличить размер тела, стиснуть зубы. В некоторых случаях люди также могут подобным образом продемонстрировать свою уверенность.

«Мы знаем, что в контексте соперничества гормоны меняются, особенно тестостерон», — сказала автор исследования Корен Эписелла, ссылаясь на так называемый эффект победителя и проигравшего. У победителей тестостерон увеличивается, у проигравших — уменьшается. «Эволюционная теория говорит о том, что если вы только что выиграли конкурентную борьбу, то увеличившийся тестостерон может мотивировать вас принять участие в следующей борьбе. Если вы проиграли, то небольшое содержание тестостерона не будет вас мотивировать на участие в дальнейшей борьбе», — объяснила Эписелла.

В исследовании психологов приняли участие примерно 250 мужчин студенческого возраста. Участники предоставили образец слюны для выявления исходного показателя уровня тестостерона и кортизола, а затем приняли участие в нескольких раундах по перетягиванию каната. В каждом раунде одного человека психологи объявляли сильным, а других испытуемых — слабыми. Это мотивировало участников к принятию соответствующих поз.

Через 15 минут после начала соревнования исследователи взяли второй образец слюны, чтобы вновь измерить уровень гормонов. Результаты показали, что у проигравших наблюдалось снижение тестостерона после принятие «властных поз». Относительное снижение тестостерона у проигравших, которые стояли во «властных позах», подавляло их дальнейшее уверенное поведение, что и приводило к последующим поражениям.