Лучше, чем в клеточку: дискуссия о пользе рабочих тетрадей
Чем помогают школьникам рабочие тетради, стоят ли они своих денег, что об этом говорит опрос ВЦИОМа, в чем мамы прогрессивнее учителей и чем репетиторы похожи на психотерапию? Об этом говорили педагоги, директора школ, издатели, авторы учебников и сами родители в рамках круглого стола «Рабочие тетради: функциональность и целесообразность», который прошел в МИА «Россия сегодня». Публикуем репортаж с заседания.
Опросы и вопросы
Рабочие тетради отличаются от обычных — в клеточку или в линеечку — тем, что в них уже распечатаны задания. По данным ВЦИОМ, их используют более 90% школьников 7-12 лет, причем у трети опрошенных дети занимаются по ним почти по всем предметам. Рабочие тетради выпускают в основном для младших классов, в средней и старшей школе они становятся редкостью. Это вполне объяснимо, если посмотреть, что родители называют основными плюсами таких пособий: на втором месте после общего ответа «помощь в учебе» идет «занимательно», то есть само оформление заданий помогает удержать внимание ребенка. В целом более 60% опрошенных уверены, что работа с тетрадями идет на пользу детям.
Среди недостатков рабочих тетрадей: «лишняя нагрузка», «слишком просто», «тяжелые». На первом месте — «дорого». 80% родителей рассказали, что такие пособия для своих детей они покупают сами, 14% часть тетрадей получают от школы, за остальные также платят из своего кармана.
Что обсуждали
Обсуждение во время круглого стола шло по нескольким направлениям. Во-первых, чем полезны рабочие тетради, что они дают и почему их нужно использовать (в том, что нужно, сомнения возникли только ближе к концу дискуссии). Во-вторых, что нужно учитывать при работе с тетрадями и почему их возможности не используются в полной мере. В-третьих, проблема финансирования закупок. Кто должен платить за тетради, можно ли требовать с родителей деньги за них и как быть с теми, кто не может их себе позволить? Из всего сказанного вытекал вопрос, стоят ли рабочие тетради тех денег, что за них платят (неважно, школы или родители).
Почти все выступавшие (среди них представители Российской академии образования, Высшей школы экономики, МГПУ, директора школ) согласились с родителями в том, что рабочие тетради действительно помогают разнообразить задания, поддержать интерес и мотивацию к учебе, а также хорошо дополняют учебники. Кого-то результаты опросов приятно удивили. «Я очень рада, что у нас такие прогрессивные мамы, потому что я ожидала увидеть вариант совершенно другой. Когда общаешься со старшим поколением, всегда слышишь ответ: "Но мы же с вами выросли без рабочих тетрадей"», — рассказала вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.
Рабочие тетради дают больший выбор форматов заданий: в них можно закрасить часть картинки (схемы, карты), что-то дочертить, дописать. То, что в школьном учебнике делать не разрешат. При этом не нужно, например, переписывать весь текст, если задание состоит только в том, чтобы расставить запятые. С одной стороны, это экономит время и силы, уменьшает количество «рутины», с другой — так может дойти и до тестовых заданий, за которые так часто ругают ЕГЭ. «Рабочие тетради в основном ориентированы на задания формата государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Отработка этих заданий важна, но, когда в рабочей тетради авторы предлагают ребятам назвать дату битвы на реке Пьяне или вставить слово в определение правонарушения, такие вопросы у меня вызывают недоумение», — высказался руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
Еще пару примеров предложил директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов: «Когда ребенок открывает рабочую тетрадь и карандашиком отмечает правильный ответ, вписывает слово или — барабанная дробь — вклеивает в тетрадь по окружающему миру распечатанные фрагменты своих презентаций (есть такие задания: надо распечатать, вклеить или нарисовать то, что будешь показывать в презентации), то я, честно говоря, не знаю, зачем это нужно. Как это влияет на качество, я точно не могу понять».
Чтобы «прокачать» положительные стороны рабочих тетрадей: наглядность, занимательность и разнообразие форматов заданий, участники дискуссии предлагали перевести их в электронный вид. Действительно, так можно добавить аудио и видео, ввести интерактивные задания и анимацию. Проблемы начинаются, если отвлечься от благополучной в этом плане Москвы и посмотреть на регионы. «Мне иногда очень хочется, участвуя в таких дискуссиях, немного "приземлить": уезжаешь от Москвы на 200 километров — и в школе три компьютера. […] Уровень социальной дифференциации в нашей стране такой, что, конечно, мы можем сейчас обсуждать и говорить все что угодно, но мы понимаем, что две трети детей в нашей стране в силу объективных причин пока еще не могут пользоваться электронными рабочими тетрадями», — прервал эти обсуждения Олег Федоров.
Помимо проблем с содержанием заданий, возникают сложности и с тем, чтобы обучить работе с тетрадями учителей. Эксперты сошлись на том, что рассказывать педагогам о возможностях и преимуществах рабочих тетрадей необходимо, учитывая, что абсолютное большинство нынешних учителей закончили школу задолго до появления таких пособий. Но нужна педагогам и свобода: покупать конкретные тетради или комплекты учебных материалов, выбирать темы, для которых использовать тетради. «У нас в школе нет ни одного методического объединения, которое сказало бы при опросе, что им тетради не нужны и не нравятся. Да, они не готовы использовать их на 100%. У них такой избирательный подход: отражение одной темы им нравится, а другую они видят иначе», — добавила директор школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко.
Самым сложным оказался вопрос о закупке тетрадей. Должно ли государство взять на себя расходы, можно ли требовать от родителей покупать пособия и кто должен решать, нужны ли тетради: руководство школы, учитель или сами родители? Получалось, что хорошо бы сделать их «бесплатными», как и учебники, но не факт, что получится этого добиться. Если родителей ставят перед фактом, что покупать нужно, начинаются разговоры о поборах. Член управляющего совета школы №2129 Елена Мосяж рассказала, что «есть администрации, которые запрещают учителям даже просто рекомендовать [тетради], чтобы не провоцировать родителей на трату денег. Они ничего не рекомендуют, даже если родители предлагают что-то купить».
Можно предоставить родителям право решать, но, как заметила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, и это не идеальный вариант: «Ситуация по стране крайне неоднородна, очень сильно различается: в одних школах учителя привыкли работать по рабочим тетрадям, а в других средств на это не хватает, возникает ощущение неравенства, разной доступности качественного образования и, соответственно, успеха».
Не сложилось однозначного мнения и об эффективности тетрадей. То, что они приносят пользу, говорили все (максимум оговариваясь, что это лишь одно из средств, пусть и хорошее). Вплоть до Ильи Новокрещенова, который заметил: «Все так согласны с тем, что рабочие тетради точно нужны, в этом будущее и все хорошо, что позволю себе с этим не согласиться, тогда будет интереснее». Он же сравнил тетради и репетиторов с психотерапией: и те, и другие дают родителям ощущение, что они выполнили свой долг и помогли ребенку подготовиться, хотя польза их неочевидна.
Детальнее в эффективности тетрадей пришлось разбираться после замечания из зала: «Дайте хоть одну цифру в поддержку сегодняшней темы. Рабочие тетради функциональны, эффективны, целесообразны? Пока что только личные мнения».
На это Олег Федоров ответил: «Если вы хотите статистику, которая говорит о том, что есть класс, который использовал тетради и повысил результаты ЕГЭ и ОГЭ, то по девятому классу такая статистика есть. На основном государственном экзамене по обществознанию классы, которые используют рабочие тетради, по нашей небольшой выборке (около 4000 человек) дают примерно 20-25% прироста. По географии чуть меньше, по истории это порядка 7%». Эти результаты можно было бы использовать в рекламе какого-нибудь издательства, если бы не два предыдущих предложения: «Рабочая тетрадь — это одно из средств. Когда учитель работает в классе или с параллелью, он использует несколько десятков средств, и выяснить, какое из них привело к результату, практически невозможно». Так что вопрос остается открытым.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.