Опубликовано 11 августа 2017, 13:31

Нить Ариадны для «Тайны лабиринта»

Рецензия на книгу Маргалит Фокс
Фреска в Кносском лабиринте

Фреска в Кносском лабиринте

© Tony Hammond/Global Look Press

Как расшифровывали одну из самых трудных письменностей в истории, что общего между лингвистами и детективами и почему успеха добились не археолог и классический филолог, а дилетант-архитектор, Indicator.Ru рассказывает в рецензии на книгу Маргалит Фокс «Тайна лабиринта», которая вышла в издательстве Corpus.

От речи к графике

Кумзари (Оман), рейесано (Боливия), ламбичхонг (Непал), аяпанский соке (Мексика), ючи (США). Знаете, что общего между этими названиями? Все это — языки без письменности. И, что самое интересное, такие языки составляют около 85% от всех существующих на планете.

Любая система письма — это набор символов, которые преобразуют звуки речи в графические знаки. При этом каждый знак может означать целое слово (китайский), слог (японская кана или язык чероки) или звук (английский, русский и прочие языки, использующие алфавит). Во всех системах письма знаки используются для того, чтобы выразить звуки графически, но если знание того, каким именно звукам соответствуют те или иные знаки, утрачено, текст становится герметичным: его невозможно прочесть, по крайней мере, без дешифровки. О дешифровке загадочного для первооткрывателя линейного письма Б рассказывает книга Маргалит Фокс «Тайна лабиринта».

Линейное письмо Б — один из трех видов письменности, которую археолог Артур Эванс обнаружил на глиняных табличках в начале XX века (два других — иероглифическое письмо и линейное письмо А). Эванс нашел эти таблички на Крите, с чем и связано название книги — Маргалит Фокс проводит читателя по лабиринту царя Миноса, разматывая нить повествования, словно это нить из спасительного клубка Ариадны.

Таблички с линейным письмом Б

Таблички с линейным письмом Б

© Dimitris Kamaras/Flickr

Археолог, детектив и архитектор

Кроме линейного письма Б в книге три главных героя: нашедший надписи Артур Эванс, классический филолог Алиса Кобер и архитектор Майкл Вентрис. Сама структура «Тайны лабиринта» отражает последовательный вклад этих людей в изучение критской письменности: книга разделена на три части: «Археолог», «Детектив» и «Архитектор». И без каждого из предыдущих героев не было бы открытия следующего: Эванс нашел таблички и стал первым человеком, который попытался дешифровать тексты, написанные на линейном письме Б, Кобер своим неустанным трудом заложила фундамент для расшифровки, а гений-дилетант Вентрис довершил начатое своими коллегами, окончательно разгадав знаки более чем трехтысячелетней давности.

Слева-направо: Артур Эванс, Алиса Кобер и Майкл Вентрис

Слева-направо: Артур Эванс, Алиса Кобер и Майкл Вентрис

© Wikimedia Commons

За каждым поворотом книжного лабиринта читателя ждут открытия: например, он узнает, как Эванс одновременно и пытался расшифровать линейное письмо Б, и мешал этому. Вся история Алисы Кобер до книги была неизвестна широкой публике. Несмотря на то, что фактически линейное письмо Б расшифровал Вентрис, сделал он это только благодаря огромной работе своей коллеги. «Без участия Кобер линейное письмо Б не было бы дешифровано, возможно, никогда. В последние годы стало очевидно, что вклад Кобер в дешифровку можно сравнить с вкладом другой неизвестной героини современности, англичанки Розалинд Франклин, в открытие Фрэнсисом Криком и Джеймсом Уотсоном молекулярной структуры ДНК», — пишет Фокс.

Писательница не зря назвала рассказывающий об Алисе Кобер раздел не по ее специальности, как разделы об Эвансе или Вентрисе, а по призванию — «Детектив». Чтобы проникнуть в замкнутую систему текста, Кобер провела потрясающую по своей тщательности работу, которую легко можно сравнить со сбором улик к какому-нибудь грандиозному преступлению. Исследовательница составила подробнейшую «картотеку» символов письменности линейного письма Б. На каждой карточке (к моменту смерти исследовательницы — к 1953 году — их было около 180 тысяч) Кобер указывала все, что она могла узнать о знаке: насколько часто он использовался во всех позициях слова, как сочетался с другими символами, как часто повторялся… Эта подготовительная работа и сбор статических сведений про каждый знак помогли доказать, что линейное письмо Б — это слоговая письменность, а язык, для которого она использовалась, — флективный (это значит, что грамматические структуры в нем задаются изменением окончаний слов). Не зря Фокс сравнивает Алису Кобер со знаменитым сыщиком Шерлоком Холмсом: и картотека, и блестящие выводы стоят того.

Карточки Алисы Кобер

Карточки Алисы Кобер

© Фокс М. Тайна лабиринта. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2016

С Холмсом Маргалит Фокс сравнивает и третьего героя книги. По образованию архитектор, древней Грецией Вентрис увлекался с детства. Расшифровкой письменности он занимался после работы, что, впрочем, не помешало архитектору сделать то, что не смогли — в силу разных причин — сделать его предшественники. Однако это не отменяет того факта, что без опоры на плечи таких гигантов как Эванс и Кобер третий герой книги Маргалит Фокс вряд ли что-то смог бы сделать.

Расследование, достойное Шерлока Холмса

Книгу «Тайна лабиринта» нужно читать и любителям лингвистических задач, которые предлагает Маргалит Фокс, или разбираться во вспомогательных схемах Кобер и Вентриса. Делать это, впрочем, не обязательно: автор приводит подробные пояснения ко всем схемам и иллюстрациям. Кстати, в книге приведено довольно много как прорисовок глиняных табличек, так и надписей на линейном письме Б, набранных специально созданным для этой письменности типографским шрифтом, а также фотографий рабочих записей Кобер.

«Тайна лабиринта», без сомнения, рассказывает историю дешифровки линейного письма Б, но в первую очередь эта книга посвящена личности Алисы Кобер. При написании «Тайны лабиринта» Маргалит Фокс пользовалась как документами из личного архива исследовательницы, так и работами о дешифровке линейного письма Б, а также научными статьями: список использованной литературы занимает восемь страниц, а сноски — 60 страниц. При этом книга совсем не похожа на серьезное исследование, которым, по сути, и является: читается она очень легко, за исключением, может быть, достаточно многочисленных страниц, непосредственно посвященных анализу символов линейного письма Б.

Одна из иллюстраций к расшифровке письменности

Одна из иллюстраций к расшифровке письменности

© Фокс М. Тайна лабиринта. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2016

«Мне не нравится идея оплаты научных исследований… Если бы я желала зарабатывать сочинительством, то писала бы детективы», — написала Кобер в 1948 году. По сути, именно это она и делала всю жизнь: история дешифровки линейного письма Б, с ее интригами, соперничеством и даже смертью (неизвестно, была ли гибель разбившегося на машине Майкла Вентриса несчастным случаем или самоубийством — известно лишь, что его решающий вклад в дешифровку письменности заставил архитектора, по его собственным словам, усомниться в ценности его интеллекта и даже жизни), — не менее захватывающая история, чем любой из детективов Агаты Кристи. И удовлетворение от ее прочтения ничуть не меньше, чем от чтения детектива: правда, вместо имени убийцы в конце вы узнаете, о чем же писали минойцы на своих глиняных табличках.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.