Гуманитарные науки

Названы решающие факторы отчисления студентов из вузов

Complutense University

Ученые из Института образования ВШЭ выяснили, какие студенты больше других рискуют выбыть из вузов. В группе риска оказались учащиеся с низкими баллами ЕГЭ. Академическая интеграция играла более важную роль, чем социальная, а остальные исследованные факторы не вносили вклад в отсев студентов. Статья опубликована в журнале Educational Studies Moscow.

До сих пор масштабных исследований отсева российских студентов из вузов не проводилось. Поэтому авторы статьи изучили институциональные выбытия на данных SUPERtest — международного лонгитюдного исследования, посвященного инженерному образованию в России, Китае и Индии. В проекте были опрошены свыше четырех тысяч студентов инженерных профилей из 34 российских вузов. Об отчислении респондентов судили на основе административных данных. В ходе опроса студенты рассказывали о своем опыте обучения, образовательных и карьерных планах. Первый опрос проводился среди двух групп учащихся на первом и третьем курсах, второй через год, когда студенты были уже на втором и четвертом курсах.

Оказалось, что после первых трех семестров 72% студентов следовали изначально выбранной траектории: учились на том же направлении подготовки в том же университете. Однако каждый пятый учащийся покинул вуз. К 4-му курсу показатель отсева резко снизился — до 5%. Студенты уходили прежде всего из-за неуспеваемости. По собственному желанию отчислялось лишь от 13 до 22% в зависимости от курса.

Исследователи рассматривали влияние разнообразных независимых переменных, среди них, в частности, были индивидуальные характеристики студентов и их семей, баллы ЕГЭ по математике и обучение в профильных классах, а также институциональные обязательства (поступил ли туда, куда хотел). Еще одна независимая переменная — социальная интеграция — определялась участием во внеучебных активностях и числом приятелей среди одногруппников.

Индикатором академической интеграции стало выполнение академических требований: посещение занятий и взаимодействие с преподавателями. Оказалось, что успешная академическая интеграция предотвращает отсев. Социальная интеграция была менее значимой. Не подтвердилась и гипотеза о том, что более сильные вузы отчисляют больше студентов. Уровень выбытия в них оказался не выше, чем в прочих. Ученым также удалось установить, что вероятность выбыть ко второму курсу связана с уровнем довузовской подготовки. У студентов с самыми низкими баллами ЕГЭ риск отсева был в полтора раза выше. Обучение в профильных классах практически не играло роли при выбытии.

Исследование показало, что уровень отсева среди студентов технических вузов довольно серьезный. По-видимому, учебные заведения делают недостаточно для адаптации учащихся. Среди возможных мер помощи студентам ученые обращают внимание на мониторинг и поддержку группы риска — прежде всего тех, кто прогуливает занятия и не выходит на контакт с преподавателями, а также на стимулирование преподавателей, работающих с отстающими.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.