Гуманитарные науки

Названы решающие факторы отчисления студентов из вузов

Названы решающие факторы отчисления студентов из вузов

Complutense University

Ученые из Института образования ВШЭ выяснили, какие студенты больше других рискуют выбыть из вузов. В группе риска оказались учащиеся с низкими баллами ЕГЭ. Академическая интеграция играла более важную роль, чем социальная, а остальные исследованные факторы не вносили вклад в отсев студентов. Статья опубликована в журнале Educational Studies Moscow.

До сих пор масштабных исследований отсева российских студентов из вузов не проводилось. Поэтому авторы статьи изучили институциональные выбытия на данных SUPERtest — международного лонгитюдного исследования, посвященного инженерному образованию в России, Китае и Индии. В проекте были опрошены свыше четырех тысяч студентов инженерных профилей из 34 российских вузов. Об отчислении респондентов судили на основе административных данных. В ходе опроса студенты рассказывали о своем опыте обучения, образовательных и карьерных планах. Первый опрос проводился среди двух групп учащихся на первом и третьем курсах, второй через год, когда студенты были уже на втором и четвертом курсах.

Оказалось, что после первых трех семестров 72% студентов следовали изначально выбранной траектории: учились на том же направлении подготовки в том же университете. Однако каждый пятый учащийся покинул вуз. К 4-му курсу показатель отсева резко снизился — до 5%. Студенты уходили прежде всего из-за неуспеваемости. По собственному желанию отчислялось лишь от 13 до 22% в зависимости от курса.

Исследователи рассматривали влияние разнообразных независимых переменных, среди них, в частности, были индивидуальные характеристики студентов и их семей, баллы ЕГЭ по математике и обучение в профильных классах, а также институциональные обязательства (поступил ли туда, куда хотел). Еще одна независимая переменная — социальная интеграция — определялась участием во внеучебных активностях и числом приятелей среди одногруппников.

Индикатором академической интеграции стало выполнение академических требований: посещение занятий и взаимодействие с преподавателями. Оказалось, что успешная академическая интеграция предотвращает отсев. Социальная интеграция была менее значимой. Не подтвердилась и гипотеза о том, что более сильные вузы отчисляют больше студентов. Уровень выбытия в них оказался не выше, чем в прочих. Ученым также удалось установить, что вероятность выбыть ко второму курсу связана с уровнем довузовской подготовки. У студентов с самыми низкими баллами ЕГЭ риск отсева был в полтора раза выше. Обучение в профильных классах практически не играло роли при выбытии.

Исследование показало, что уровень отсева среди студентов технических вузов довольно серьезный. По-видимому, учебные заведения делают недостаточно для адаптации учащихся. Среди возможных мер помощи студентам ученые обращают внимание на мониторинг и поддержку группы риска — прежде всего тех, кто прогуливает занятия и не выходит на контакт с преподавателями, а также на стимулирование преподавателей, работающих с отстающими.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.