Опубликовано 27 октября 2025, 09:29
3 мин.

Реставраторы Новгородского музея подтвердили подлинность иконы Николы Корельского

Реставраторы Новгородского музея подтвердили подлинность иконы Николы Корельского

© Новгородский музей-заповедник

После четырёх лет исследований установлено: в фондах Новгородского музея-заповедника находится подлинный чудотворный образ, некогда принадлежавший Николо-Корельскому монастырю, древнейшему духовному центру Русского Севера, стоявшему на берегу Белого моря — в северном пределе Новгородской земли. Об этом сообщает пресс-релиз музея, поступивший в редакцию.

По преданию, обитель, основанную в начале XV века св. Евфимием Корельским (но, возможно, и ранее), возобновила после разорения новгородская боярыня Марфа Посадница в память о двух сыновьях, погибших в Белом море. Со временем монастырь стал духовным и торговым центром Русского Севера — «портом Святого Николая», воротами России в Европу.

Его судьба была трагична: монастырь неоднократно разорялся — сначала норвежцами в XV веке, затем временем и запустением. В XX веке на его месте выросло судостроительное предприятие «Севмаш». Древние храмы превратились в производственные корпуса, а иконы и реликвии, как казалось, были утрачены навсегда.

Однако в 1960 году в фонды Новгородского музея поступила икона Святителя Николая с серебряным окладом и надписью:

«В 1665 году 1 декабря по повелению митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима Николы Чудотворца Корельского был украшен серебряным басменным окладом».

Эта надпись стала отправной точкой нового этапа исследований.

Житийный образ Святителя Николая поступил в музей из упразднённой церкви Спаса Преображения в селе Спас-Пископец Новгородского района.

Известно, что в XIX – начале XX века икона находилась в церкви Архиепископа Иоанна, устроенной в 1820-е годы во Владычной палате Новгородского кремля. Впервые она упомянута в «Описании Новгородского архиерейского дома» архимандрита Макария (1857), где указывается, что икона располагалась на северной стене паперти над входом в Готический зал Владычной палаты.

Под руководством художника-реставратора Лилии Васильевой и хранителя фонда древнерусской живописи Юлии Комаровой икона прошла полный цикл исследований и реставрационных работ.

Под слоями поздней живописи и потемневшего лака специалисты обнаружили фрагменты авторского письма XVI века. Икона написана на трёх досках северной сосны, что подтверждает её происхождение с Русского Севера.

Историки связывают появление иконы в Новгороде с именем митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси. По летописным свидетельствам, во время плавания к Соловкам Никон попал в сильную бурю у берегов Николо-Корельского монастыря и чудом остался жив.

В знак благодарности он повелел перевезти чудотворный образ в Новгород, где икона была украшена серебряным окладом и помещена во Владычную палату — над входом в главный зал, где принимали послов и духовных владык.

Сегодня икона Николы Корельского всё ещё находится в реставрации, однако её происхождение и историческая ценность уже не вызывают сомнений.

Это единственная сохранившаяся святыня Николо-Корельского монастыря — редчайшее свидетельство духовной и исторической связи Великого Новгорода с Русским Севером.

«В таких совпадениях и чудесах есть особый смысл, — отмечает Юлия Комарова. — Как будто сама икона захотела напомнить о себе именно тогда, когда пришло её время. Ведь память живёт, пока мы к ней прислушиваемся».

Автор:Indicator.Ru