Опубликовано 03 октября 2022, 22:18
4 мин.

Российские дети более четко разграничивают «своих» и «чужих», чем жители Танзании

Руководитель проекта Марина Бутовская со школьниками хая

Руководитель проекта Марина Бутовская со школьниками хая

© Марина Бутовская

Российские ученые определили, что дети из сельских африканских обществ более склонны делиться имеющимися у них ресурсами с незнакомцами, чем ребята, воспитанные в западных, в том числе и российских, традициях. К такому выводу авторы пришли, проанализировав готовность порядка двух тысяч жителей Танзании и России в возрасте от пяти до двадцати лет поделиться конфетами с воображаемыми друзьями и незнакомцами. Эти наблюдения помогут понять, как уровень экономического развития общества, а также культура и традиции влияют на социальное поведение людей. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Scientific Reports.

Альтруизм — готовность бескорыстно делиться и поступаться собственными интересами во благо другого — важная черта человеческого общества. Биологи считают, что предки человека, способные к альтруистическому поведению, имели больший эволюционных успех, поскольку эта черта способствовала выживанию их группы. В результате альтруизм закрепился у людей генетически. При этом современные люди более склонны делиться тем, что имеют, со своими друзьями, чем с незнакомцами. Эту черту дети перенимают у взрослых уже к трем годам, поэтому им легче отдать, например, свою игрушку знакомому, чем чужому человеку. Таким образом, воспитание и традиции, которых придерживаются в том или ином обществе, влияют на уровень альтруизма у его членов. Однако до сих пор оставалось неизученным, насколько отличается уровень альтруизма у детей, воспитанных в традиционном, например, африканском, обществе и в западной культуре.

Ученые из Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) и Российского государственного гуманитарного университета (Москва) сравнили детей из семи этнических групп. Четыре из них были представителями сельских обществ Танзании: кочевых охотников-собирателей, оседлых скотоводов и земледельцев. Три оставшиеся этнические группы включали детей из России — бурят (традиционно кочевых скотоводов), тувинцев (потомков скотоводов) и русских, проживающих в городах и селах. Всего в исследовании приняли участие более двух тысяч человек в возрасте от пяти до двадцати лет. Эксперимент проходил в форме игр, в которых испытуемый должен был распределить некоторое количество конфет между собой и воображаемым партнером — другом или незнакомцем. Участникам нужно было решить задачи двух типов: определить, сколько конфет дать партнеру в случае, когда на количество собственных сладостей решение не повлияет, или же когда конфета отнимается у самого испытуемого.

На основании полученных ответов ученые разделили детей на четыре группы по типу поведения — эгоистичные, эгалитарные, альтруистические личности, а также последователи смешанной стратегии поведения. Первые стремились отдать партнеру как можно меньше конфет, вторые старались поделить сладости поровну, третьи отдавали как можно больше. Смешанная стратегия поведения не укладывалась ни в один из вышеописанных типов, то есть в этом случае участник в разных ситуациях вел себя по-разному.

Оказалось, что во всех исследованных сообществах дети преимущественно придерживались альтруистического и эгалитарного поведения (в среднем 38% и 29% участников соответственно). Однако воображаемый друг всегда получал больше конфет, чем незнакомец.

Кроме того, ученые выявили этнические отличия между детьми из Танзании и России. Так, в отношении незнакомцев жители Африки чаще проявляли альтруистическое поведение, а жители России, наоборот, были склонны к эгоизму или применяли смешанные стратегии. Это можно объяснить тем, что в традиционных сельских обществах люди более склонны воспринимать встречающихся им на улице незнакомцев в качестве представителей своей же культурной группы. Люди, воспитанные в городской среде, более узко очерчивают круг «своих» и склонны делиться ценными ресурсами преимущественно только с ними. Эта культурная особенность объясняет еще одно наблюдение, сделанное авторами. Так, русские дети, проживающие в городах, по сравнению с остальными испытуемыми наиболее охотно отдавали конфеты воображаемым друзьям и ни разу не были эгоистичны по отношению к ним. Исследователи также установили, что склонность безвозмездно делиться благами может усиливаться с возрастом. Так, маленькие дети из России чаще вели себя эгоистично, чем подростки, однако для жителей Танзании такая зависимость была выражена очень слабо.

«Наше исследование показало, что дети и подростки в целом склонны проявлять альтруизм и дружелюбие по отношению к сверстникам, однако они по-разному себя ведут в отношении друзей и незнакомцев. При этом склонность к эгоизму в детстве, а затем, по мере взросления, переход к альтруистическому поведению можно объяснить тем, что круг знакомств ребенка постепенно расширяется, и он менее резко разграничивает "своих" и "чужих". В дальнейшем мы планируем исследовать другие этнические группы, чтобы уточнить связь между воспитанием, социально-экономическим уровнем развития общества и альтруизмом», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Марина Бутовская, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, профессор Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Автор:Indicator.Ru