Российские древности. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье
Само населенное Подпорожье известно с древних времен, первое упоминание его датируется XII веком. Датировка же храма несколько противоречива. В одних источниках пишут про 1741 год, в других про 1745, в третьих — про 1757. Во многом это связано с тем, что храмов XVIII века тут было два, к которым в XIX веке пристроили колокольню.
Обратимся к «Краткому историческому описанию приходов и церквей Архангельской и Холмогорской епархии» 1896 года:
«Подпорожский приход, расположенный ниже "Порога" на реке Онеге, в 25 верстах от ее устья, состоит из 7 селений, находящихся по обоим берегам реки, а именно: на левом берегу Гора Жеребцова с приходскими в ней храмами, Лахтинская и Медведевская. «Средний Двор» — в 0,5 версты от приходских храмов, Наумовская (Потайболье) — в 2-х верстах ниже по течению, Грибановская (Грибаниха) — в 2-х верстах выше по течению; на левом берегу — Амосовская (Камениха), напротив приходских храмов и Софроновская (Машелиха ) — в 2-х верстах. Жителей в них к 1896 году состояло 549 м. п. и 683 ж. п. В последних 5-ти деревнях — часовни. Расстояние от прихода до Архангельска — 248 верст, до Онеги — 15 верст, до ближайшего, Порожского, прихода — 9 верст.
Время образования прихода неизвестно, но несомненно то, что он древний; со времени устроения Крестнаго монастыря он был в его ближайшем ведении. Первый из известных храмов прихода — во Имя Св. Троицы с приделами: Богоявленским, Никольским и в честь Параскевы Пятницы устроен и освящен по грамотам Новгородских митрополитов Питирима и Корнилия. Храм этот сгорел в 1724 г. По просьбе прихожан во главе "с Троицким попом Подпорожской волости Евстратием Алексеевым и церковным старостою Распутиным", указом Св. Синода от 1725 г. на имя наместника Крестнаго монастыря, Иеромонаха Сергия, предписано позаботится о постройке на прежнем погорелом месте новой деревянной церкви во имя Св. Троицы "с единым престолом, а четырех приделов не строить". Эта церковь, существующая поныне, по благословению Преосвященнаго Феодосия, архиеписк. Великоновгородскаго и Великолуцкаго, была освящена 16 мая 1727 г. С течением времени к ней был пристроен теплый Богоявленский придел. Вместо сгоревших приделов: Никольского и Параскевичского, в период с 1745 (по М. Красовскому, заложена в 1741 г.) по 1757 гг. устроена была отдельная церковь, существующая до настоящего времени и именуемая ныне Владимирскою. Церковь заложили по благословению архиеписк. Новгородскаго Стефана, по просьбе церк. старосты Федора Андреевича Амосова и Степана Алексеевича Попова, из которых последний, по воспоминаниям старожилов, выделил средства на постройку. Освящена была церковь 23 октября 1757 г. по благословению того же Владыки и на имя архимандрита Крестнаго монастыря Адриана.
Таким образом, в описываемом приходе два храма: Свято-Троицкий с Богоявленским приделом и Владимирский с приделами: Николая Чудотворца и Св. влкм Параскевы. Оба храма и колокольня, устроенная по указу от 31.10.1847 г., деревянные, обшиты тесом и окрашены, в 1884 г. обнесены дерев. оградой. Берег у Троицкой церкви каждый год все более и более подмывает, что представляет угрозу храму, хотя сами по себе обе церкви еще прочны».
Об архитектуре сохранившегося по сей день храма хорошо написано в книге «Путевые заметки о севере России и Норвегии» (1888 год) академика архитектуры В. В. Суслова.
«Я поехал берегами Онеги в Каргополь… Проезжая этим путем, мне удалось собрать весьма интересный материал по древне-церковному зодчеству в селах Подпорожья и др… Одна из церквей, во имя Владимирской Божией Матери, крайне любопытна по своим наружным формам. Она построена, как значится в клировых ведомостях, в 1741 году. Обшивка стен, окон и карнизов церкви сделаны в недавнее время, общие же формы вполне сохранились.
Старинное крыльцо при обшивке церкви несколько переделано, хотя находится на том же месте. Оно, как заметно и в других церквах, расположено со стороны входа на погост. Все срубы храма имеют подвалы — "подцерковье". Главный сруб увенчивается пятью главами, а три прируба завершаются небольшими шатриками с главками. Алтарь состоит из трех делений, причем каждое из них имеет форму половины восьмиугольного сруба. Эти деления занимают все пространство восточных стен, главного и боковых срубов. Крыша над алтарем общая, в форме трехлопастного очертания с заострением сверху».
После революции храм был закрыт, в 1938 году арестовали его последнего священника. Потом в церкви было зернохранилище, место сборищ молодежи. А между тем внутри в первозданном виде сохранились великолепные «небеса» с архангелами. Последний раз храм ремонтировался в 1911 году и сейчас требует восстановления, которым занимаются волонтеры.
Текст: Александра Шапиро, Алексей Паевский