Российские древности: исчезнувший Покровский Паисьев Угличский монастырь
Монастырь, о котором мы хотим рассказать, находился в трех верстах от Углича на левом берегу Волги. С другой стороны его огибала впадающая в Волгу речка Немошня (Мимошня в современной интерпретации). Теперь место его вечного пребывания — акватория Угличского водохранилища напротив деревни Покровские Горки. Поздней осенью, когда уровень воды сильно опускается, на поверхности появляются островки — все, что осталось от территории монастыря. В память о нем в 1997 году в Покровских Горках, на берегу, был установлен поклонный крест.
Принято считать, что монастырь (тогда, возможно, он назывался Богоявленским) существовал уже в правление великого князя Московского Василия II Темного, который даровал обители право собирать пошлину с проходивших мимо судов. Золотой же век монастыря начался при сыне Василия II Темного — удельном князе Углицком Андрее Большом (Горяе).
«Время его княжения, продолжавшееся около тридцати лет, составляет самый блестящий период в местной истории», — писал в XIX веке исследователь угличской старины Иван Петрович Серебренников. Именно Андрей Большой начал каменное строительство в Угличе.
Увы, подобно тому как князь умер в темнице, в которую заключил его старший брат — великий князь Московский, государь всея Руси Иван III, так не «выжили» и две из трех его построек: Спасо-Преображенский собор разобрали в петровское время, Покровский Паисьев Угличский монастырь затопили в ХХ веке. Об архитектурных амбициях князя в Угличе напоминает лишь кирпичная парадная престольная палата на территории Кремля.
Но вернемся к монастырю. Около 1466 года князь Андрей Большой пригласил на земли угасающей без должного духовного руководства Богоявленской обители инока Паисия из Троицкого Макарьева монастыря в Калязине.
Будущий русский святой Паисий — в миру Павел — был племянником основателя Троицкого Макарьева монастыря преподобного Макария Калязинского, сыном его сестры Ксении. Ориентировочная дата его рождения — 1427 год. В десятилетнем возрасте Павел осиротел, и отец Макарий взял его к себе в монастырь на воспитание, а спустя два года постриг в иночество с именем Паисий.
Первой каменной постройкой руководимого Паисием монастыря стал собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пожертвование на его возведение сделал в 1479 году князь Андрей Большой в благодарность богу за рождение сыновей Дмитрия и Ивана, а Паисию — за восприемничество. (После опалы отца Дмитрий и Иван также попадут в заточение и скончаются в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, о котором «Российские древности» напишут в следующих статьях). О посвящении собора есть две легенды. Первая: в начале строительства храма по Волге к монастырю приплыла икона Покрова Богоматери, ставшая потом чудотворной. Вторая: еще в 1472 году Паисию и его ближайшим ученикам было явление Богоматери, повелевшей на этом месте устроить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Возведение собора завершилось в 1482 году. Уже немолодой Паисий «с братиею принимал самое живое и непосредственное участие в построении церкви, собирая камни для основания храма и нося в монастырь, иногда улучшая по ночам дневную кладку мастеровых, иногда же внося кирпичи на стены или известь». (Цитата из «Жития» Паисия)
Собор выстроили четырехстолпным одноглавым трехапсидным. Алтарь его, вопреки традиции, был обращен на юг — «по божественному откровению преподобного Паисия». Ряд современных исследователей предполагает, что в 1484–1485 годах стенопись в соборе могла быть выполнена артелью великого Дионисия. В 1609 году монастырь пострадал от польско-литовских интервентов: настоятель, братия и укрывшиеся в обители жители были убиты, собор разграблен и выжжен изнутри. Возобновленный в 1619 году храм имел уже пять глав. На протяжении нескольких веков храм достраивался и частично перестраивался: появлялись и дополнялись объемы новых приделов, трапезной; устанавливались железные главы; растесывались окна.
Еще одной древней постройкой монастыря была церковь во имя Богоявления Господня. Храм, который остался запечатлен на фотографиях и рисунках, построили во второй половине XVII века (или, по предположению, перестроили пострадавший в Смуту храм XVI века). Здание имело подклет, храмовая часть была бесстолпной пятиглавой с тремя апсидами, с запада примыкали трапезная и кельи.
Надвратный храм во имя Николая Чудотворца был выстроен в 1526 году. Во второй половине XVII века по обеим его сторонам появились башни. Считается, что на благоустройство обители повлиял митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич, сподвижник патриарха Никона и неутомимый строитель, на счету которого — возведения Ростовского кремля, реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря, Успенского собора и Толгского монастыря в Ярославле, Воскресенского монастыря в Угличе, Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге и т. д. Так, надвратный храм во имя Николая Чудотворца в Покровском Паисьевом монастыре был очень похож на надвратную Никольскую же церковь в ростовском Авраамиевом монастыре, те же башни прочитывались в оформлении Святых ворот в Ростовском кремле. Может быть, что над их созданием работали одни и те же мастера. В 1828–1831 годах надвратная церковь была упразднена, над ее объемом возвысилась колокольня в духе классицизма.
В 1928 году монастырь закрыли. В древней обители размещались и дома отдыха Московского комвуза им. Свердлова, и дом престарелых, и склады инвентаря, лесоматериалов, и кузница. С Покровского собора и Богоявленской церкви сняли главы. В 1932 году комиссия по борьбе с религией решила изъять и уничтожить мощи святого Паисия, погребенного под стенами построенного им Покровского собора. Однако, когда вскрыли раку с мощами преподобного Паисия, его ученика Андриана и преподобномученика Антония — того самого игумена, что в 1619 году погиб, защищая монастырь, — оказалось, что в захоронении ничего нет. По легенде, бывшие монахи бывшего монастыря тайно вынесли и захоронили мощи. Где? Неизвестно.
После принятия решения о создании Угличского водохранилища монастырь, несмотря на то что комиссия 1932 года признала его «выдающимся памятником архитектуры XV века большого исторического значения, представляющим интерес для изучения архитектуры древнемосковского периода», был разрушен. Добротный древний монастырский камень пошел на постройку фундамента ГЭС и шлюза. Затем место, где стоял монастырь, скрылось под водой.
Монастырь остался запечатлен не только на фотографиях. Есть, например, акварель Василия Ивановича Серебренникова (1829–1885) — коренного жителя Углича, собирателя древностей и потомственного краеведа (в начале мы приводили цитату из статьи его отца, Ивана Петровича Серебренникова). Писал обитель и Иван Николаевич Потехин (1892–1961) — сын угличского сапожника, выучившийся в Училище технического рисования барона Штиглица, краевед. На акварелях Никифора Яковлевича Тамонькина (1881–1951), выпускника Строгановского училища, коллеги Щусева, монастырь изображен буквально накануне сноса.
_ Текст: Александра Шапиро_