Опубликовано 29 августа 2020, 20:47

Российские древности: храм Константина и Елены в Вологде

Российские древности: храм Константина и Елены в Вологде

© Wikimedia Commons

Рассказ о вологодском зодчестве Вологды XVII века был бы неполным без описания храма святых равноапостольных царей Константина и Елены. Этот памятник — прекрасный (и хорошо сохранивший первоначальные черты) образец влияния Москвы на архитектуру Вологды.

Расположен храм на территории древнего Верхнего посада. Когда-то именно здесьпо легенде преподобный Герасим Вологодский основал монастырь, давший начало Вологде. С XVI века — то есть с момента постройки каменного детинца Ивана Грозного — исторический Верхний посад становится периферией города. На фотографии, сделанной в 1883 году И.Ф. Барщевским, мы видим позади Константино-Еленинского храма какие-то ветхие деревянные постройки. А искусствовед Г.К. Лукомский в книге Вологда в ее старине» (1914 год) писал: «Цареконстантиновская церковь, находящаяся на краю города среди обширного пространства, занятого капустными огородами и лужайками сочной травы, окруженными серыми низенькими заборами, прелестно выделяется в свою очередь белым стройным силуэтом на фоне убогих низеньких домиков».

Фото Барщевского

Фото Барщевского

В истории постройки этого храма много белых пятен. Принято считать, что предшественницей его была деревянная церковь, выстроенная в 1503 году в честь и на месте «встретения» в Вологде образа преподобного Димитрия Прилуцкого, который брал в походы на Казань великий князь Московский Иван III: «на месте, идеже сретоша, тамо и церковь во имя преподобнаго создаша». Согласно окладным книгам ХVII века храм был «древян клетски» и именовался храмом «Встретения Чудотворца Димитрия, что в Кобылкине улице». Однако точная дата возведения каменного храма неизвестна, поэтому условно принято «около 1690 года». Герольд Вздорнов — искусствовед, специалист по истории древнерусского искусства, организатор Музея Фресок Дионисия в Ферапонтове — предположил, что упоминания о постройке в 1651 году ярославскими мастерами Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым в Вологде церкви Димитрия Прилуцкого относятся именно к этому храму, а не к храму Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Однако вопрос о дате постройки и о том, были ли зодчие местными, вологодскими или пришлыми, остается открытым. Также неизвестно, почему с постройкой каменного храма исчезло именование главного престола в честь Димитрия Прилуцкого. Версия: храм освящали в день памяти равноапостольных царей Константина и Елены, чем-то значимый для прихода.

Двухапсидность храма характерна для Вологодского зодчества

Двухапсидность храма характерна для Вологодского зодчества

К слову о приходе. С самого начала храм был приходским, не ружным. И приход его считался в Вологде малочисленным и бедным. Откуда у мелких ремесленников и торговцев появились средства на постройку такого «богатого» по тем временам храма — загадка. Однако бедность прихожан, как ни странно, сослужила храму хорошую службу — из-за отсутствия денег кардинальные перестройки не проводились и здание в целом сохранило первоначальный облик.

Г.К. Лукомский писал: «Звонница прелестного силуэта и не испорчена переделками… Входное крыльцо, напротив, искажено перестройками: именно, купол на самом крыльце поставлен ампирный, лестница же, соединяющая крыльцо с храмом, состоит не из двух арок, как было прежде — ибо последние заделаны, — а из какого-то нагромождение форм».

Вид со стороны звонницы, с запада

Вид со стороны звонницы, с запада

Итак, как мы писали в начале статьи, храм святых равноапостольных царей Константина и Елены — пятиглавый, с теплой церковью в нижнем ярусе и холодной, в два света церковью в верхнем ярусе — построен под влиянием архитектуры московского узорочья.

«Для показаний эпохи расцвета московского зодчества, эта церковь едва ли не лучший пример в Вологде. Стены церкви убраны колончатыми пилястрами, наличники окон богато убраны кокошниками, но особо примечательны два ряда кокошников, идущих по верху куба церкви. Первый ряд кокошников опирается на пилястры, а на него насажен второй ряд», — читаем у Лукомского.

Трехъярусная шатровая колокольня выстроена «по заветам старины»: восьмерики до земли и шатер «со слухами».

Текст: Александра Шапиро