Анна Солдатенко/Indicator.Ru
Первая ассоциация со словосочетанием «архитектура русского Севера» — деревянные темные дома с небольшими окошками, украшенными наличниками. В городах они барачного типа и без особых изысков, в деревнях и на окраинах — как будто сошедшие с открыток.
Почти в любом северном поселке можно увидеть старинные дома, построенные в исконно русских традициях, много деревянных церквей и часовен — и восстанавливаемых, и совсем разрушенных. Но если религиозные сооружения чаще попадают в поле зрения специалистов, то с жилыми домами все куда хуже. Посетить их удается, пройдя долгий и сложный путь по суровым северным дорогам, или же посетив музей деревянного зодчества. Один из них — архангельские «Малые Корелы».
Идея о строительстве подобного музея под бывшей столицей Северной области принадлежит главному архитектору Архангельской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской Валентину Лапину. В 1963 году предложенную им программу строительства одобрили, и 17 июля 1964 года музей официально начал свою историю. Название стало данью памяти финно-угорскому племени карелов, проживавших на территории Беломорья в XII—XIV веках. Музей занимает территорию в 140 гектаров, на которой расположены деревянные постройки по секторам: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский.
Сразу за центральным входом (есть еще северный) начинается Каргопольско-Онежский сектор, и первые встречающие — ветряные мельницы Онежского района. Если идти прямо, то попадаешь на площадь, где расположена пятиглавая церковь во имя Вознесения Господня с отдельно стоящей колокольней. Несколько раз в день можно слышать звон ее колоколов. Сам храм был построен в 1669 году «тщанием крестьян» в селе Кушерека Онежского района, в музей его перевезли в 1972 году. Продвигаясь в глубь сектора, слева, видим дом семьи зажиточного старообрядца Александра Пухова — последнего жильца. Его дед построил дом в 1812 году в каргопольском селе Большой Халуй. Семья давала приют своим единоверцам, странникам-беглецам, скрывавшихся от властей и официальной церкви. Внутри обустроены основные жилые помещения, а также экспозиция, посвященная строительным технологиям северных плотников.
/imgs/2020/08/22/10/4063950/17896e978e9c034e45fcaaebf9553ab74ca1844a.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063956/e973200c8e1e5d41f7be2e7e131527304f9afa05.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063955/ab779e12e15570f96a5450340461de12a8db10ec.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063957/ac461dabad60ffc85f1bc15a6e73e7bd4b0b52f8.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063958/b832909fd0c22e4368289f2fd92f991d9fba37e9.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063959/640c77da0615f6ad328d322af61c34382b1ca0fc.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063960/4f58687d4085a16c42d124618db4b62bf3843242.jpeg)
/imgs/2020/08/22/10/4063964/1c1cb2aba8414260a4b2fa978d775d992cb7db40.jpeg)
Ветряная мельница из Каргопольско-Онежского сектора
Фото: Анна Солдатенко/Indicator.Ru
По длинному переходу через болото мы перешли в Двинской сектор. Здесь нас снова встречают деревянные ветряные мельницы. В центральной части располагается Георгиевская церковь из села Вершина Верхнетоемского района — самая высокая постройка музея, 36 метров. Это шатровый храм, возведенный в 1672 году на средства крестьян вопреки положениям реформы патриарха Никона «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах». Впрочем, поселение было вдали от властей, а потому постройка сохранилась и в 1971 году переехала в «Малые Корелы».
В Двинском секторе также располагается дом зажиточного крестьянина Тропинина, державшего трактир. Интересно, что крепкого алкоголя хозяева не имели, разве что заморские бутылки странной формы — если вдруг на огонек заглянет иностранец. На втором этаже устроена экспозиция, посвященная средствам сухопутным средствам передвижения. Это и богатые сани с росписью, и охотничьи нарты.
Еще мы побывали в доме Русинова — ортодоксального старообрядца. Строение и его интерьеры соответствуют: аскетизм убранства, молельня за двумя дверями (женская фигура в маленькой длинной комнате и молитва на диктофонной записи произвела весьма гнетущее впечатление).
/imgs/2020/08/22/11/4064004/b9e69bb99d56a26f6f5597620a34f947018174db.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064005/caa79bb3664295bb4563d88ac1043611b472a76c.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064006/938e097dcfac29fc618c3ba5627885cec37cc0b5.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064007/e3b62818a098a386007ca7247d2400407d6e1bfc.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064008/428e8ff5e3da6a3eb1ce6be11191ff135fae7b5f.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064009/50f8fe1a692f981feac888b9fa2df00ac24adb6e.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064011/47f346c64161331566e27fe4387cea77bfa4bba0.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064012/c63d083a7b45112c166935e419ab4fb77f550a1c.jpeg)
Переход в Двинской сектор
Фото: Анна Солдатенко/Indicator.Ru
После мы отправились в Мезенский сектор. На центральной площадке нельзя не заметить скульптуру красного коня с летящими гривой и хвостом и паучьими ногами, какого можно видеть на росписи домашней утвари. Кони вообще имеют особое место в северной деревянной архитектуре, их деревянные фигурки украшают и защищают крыши домов. Выделяется и дом Клокотова 1879 года, перевезенный из деревни Заозерье Лешуконского района. Если остальные постройки музея украшены в основном резными элементами, то этот дом еще и расписной. Также есть и изящный балкон с точеными балясинами. По бокам от него, на фронтонах, изображены львы (как и полагается, на львов вовсе не похожие), над окном сад за забором, слева от него петух, а справа гусь. Подшивка свеса крыши (внутренняя сторона свисающей части) расписана цветочным орнаментом, как и причелины.
Поскольку мезенские поселения часто располагались на высоких берегах рек, размывавшихся при половодье, требовалось укреплять почву особыми подпорными стенками. Между ними и домами строили деревянные тротуары с перилами и лесенками, спускавшимися до самой воды, у которой сооружали разные хозяйственные постройки. В «Малых Корелах» есть такой комплекс, с него открывается очень красивый вид. Рядом поставлена копия деревянного креста 1899 года из деревни Козьмогородской. Кресты на Севере не только играли религиозную роль, но и служили ориентирами на берегах рек: косая перекладина указывает своим нижним концом на юг, а верхним на север. На этом видны резные криптограммы и надписи с обычными сокращениями. У основания креста — образчик наивного искусства, череп Адама, больше похожий на современный смайл.
Считается, что Адам был похоронен на Голгофе, где впоследствии распяли Иисуса Христа. Кровь казненного Спасителя омыла череп и тем самым Он «избавил людей от греховной власти и зависимости от греха».
/imgs/2020/08/22/11/4064023/23ae32ec1762edc937bd6255923d95fa0f963924.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064024/a025820965a096abcda6a2cfaad2f6b3c83905ab.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064025/8ddd03c196b75ea97dbe6a62a743704364a61441.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064026/8182da796f716b7e04081a7e42d5dde3ff3e6e88.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064027/97326a16d32fc115ae4d1747860e1886b88b308f.jpeg)
/imgs/2020/08/22/11/4064028/686db53fd57dacd2b39b5f2d697d075c3ec052bb.jpeg)
Скульптура мезенского коня
Фото: Анна Солдатенко/Indicator.Ru
Последний сектор, Пинежский, в основном представлен невысокими домами с маленькими окошками, а то и вовсе заколоченными досками. Если попытаться описать людей из районов исключительно по тому, какие окна в их жилищах, то пинежский мужик был бы угрюмым и бородатым, и вообще очень грустным. В репортаже представлены далеко не все постройки и экспозиции музея, однако эти показались нам самыми интересными, чтобы посмотреть за короткое время.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.