Российские древности: палаты Гороховца
В Гороховце есть еще один дом, приписываемый купцу Семену Никифоровичу Ершову. Однако документальных подтверждений, что дом построен в 1670-е годы именно для него, нет. Известно лишь, что здесь, на главной городской площади, был его двор. Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц, архитектор и историк архитектуры [книга «По окраинным землям Владимирской земли (Вязники, Мстера, Гороховец),1969 год].
«Сейчас, когда глядишь на этот двухэтажный побеленный дом с прямоугольными окнами без наличников, трудно предположить, что это один из первенцев каменного жилого зодчества в городе. За свой долгий век здание претерпело много[…] Его временные владельцы старались сделать здание современным, они сломали красное крыльцо, разобрали большинство сводов и сбили узорные наличники[…]
Для того чтобы увидеть подлинное лицо этого древнего здания, надо зайти во двор. В самом углу возле пристройки чудом уцелели два старинных наличника, сохранился и свод в одной из нижних палат[…] отличительная особенность заинтересовавшего нас дома — огромный размер. Это самый большой дом древнего Гороховца. Несмотря на свою тридцатиметровую длину, здание имеет простейшую схему плана «избы со связью» — с традиционными двумя палатами, разместившимися по бокам сеней. Кирпичного крыльца, столь типичного для гороховецких жилых зданий конца XVII века, не было. Обнаруженные древние архитектурные фрагменты карниза междуэтажного пояса наличников имеют простую и малоразвитую форму.
Ближе всего архитектурные формы обрамлений дома близки наличникам Знаменской церкви Красногривского монастыря. […]Схожесть их архитектурного почерка позволяет даже предполагать, что эти две постройки возводились одной и той же строительной артелью. Сохранилась грамота патриарха Иоасафа, в которой говорится, что церковь во имя Знамения Пречистые Богородицы построена в 1669 году на средства "посадского человека Семена Никифорова сына Ершова"».
Впервые имя владельца дома появляется в документах 1771 года — это купец Николай Гаврилович Ширяев. В 1828 году хозяином дома стал купец Ларин, а со второй половины столетия и до начала XX века он принадлежал представителям многочисленного купеческого рода Судоплатовых. Отсюда название дома: Ершова (Судоплатова).
Одно время на первом этаже здания размещалась аптека, после революции — различные советские учреждения. Естественно, что за долгие годы бытования прежняя планировка второго этажа практически исчезла, в интерьерах были утрачены своды — кроме одной палаты первого этажа. На рубеже XX–XXI веков здание было бесхозным, что, конечно, тоже не могло не сказаться на его состоянии. В 2017 года после противоаварийных работ и реставрации в старинном здании открылся мини-отель «Дом Ершова». В нем и жила автор этих строк во время пребывания в Гороховце.
Дом Ширяевых (Шумилиной) примыкает к Сретенскому монастырю. Вместе с ним он формирует восточную сторону главной площади Гороховца, выходя на него своим западным торцом. Парадный же двор перед южным фасадом здания расположен за оградой монастыря, которому здание было передано в 2001 году. Увы, калитка монастыря была закрыта и близко снять южный фасад палат не удалось.
В конце XVII века палатами владели богатые и значимые в истории Гороховца купцы — братья Григорий и Иван Авдеевичи Ширяевы, входившие в гостиную сотню (кстати, сын Ивана Авдеевича Ширяева Михаил Иванович Ширяев был не только купцом гостиной сотни, но и выпускником Славяно-греко-латинской Академии в Москве, поэтом, за свои стихи особо любимым приближенным Петра I).
Палаты примечательны тем, что в их планировке использован новый для того времени дворцовый анфиладный принцип. Обветшавший верхний деревянный этаж сменился на каменный в самом начале XIX века. Фасады второго, парадного, этажа (по традиции первый этаж — хозяйственный, третий — жилой) зодчие оформили великолепными наличниками с изящными колонками и тонкопрофильными килевидными очельями.
Сохранилось и первоначальное крыльцо с так называемой ползучей аркой и со светелкой(«девичьей»), куда ведет узкая лестница. Увы, утрачены две печи с изразцами XVII века, которые в 1880 году зарисовал историк-искусствовед Б. Веселовский. Они украшали столовую палату в восточной части здания, утраченную в начале XX века. Реставрация, в ходе которой восстановили многие первоначальные формы (оконные проемы, наличники, своды второго этажа и пр.), была проведена в 1984–1987 годах.
Двухэтажный дом Опарина (Селина — эта фамилия, как пишут исследователи, «несправедливо» прибавлена к именованию здания) расположен на берегу Клязьмы и является одной из визуальных доминант панорамы нижней, приречной части Гороховца. Планировка его типична для XVII века: палаты «в две связи», то есть две палаты, разделенные посередине сенями. Впервые Опарины упоминаются в документах 1623 года. Вероятно, строителем палат был Федор Матвеевич Опарин. Интересно, что в то время, когда в городе главенствовали по богатству и влиянию купцы Ершовы, Опарины были не в чести. Через полвека все стало наоборот: Ершовы разорились, а Опарины приобрели значительные капиталы и статус.
Снова процитируем А.А. Тица. «Опарин ("Апарин") появляется в документах 1674 года о тяжбе с Семеном Ершовым. Тогда его еще именуют "Матюшкой", в то время как Ершова величают Семеном. А через полстолетия Клим Ершов пишет учтивое письмо сыну — Федору Матвеевичу Опарину, где сообщает "вашей милости" о заеме денег под залог своего двора». Интересная легенда связана с парадным крыльцом дома.
Читаем у Тица. «Соперничество, а скорее всего, прямая борьба на фронте наживы между Ершовыми и Опариными получила своеобразное отражение в архитектуре города. Почти одновременно с постройкой дома Опариных, немного позднее, возводится каменный Благовещенский собор (освященный в 1700 г.)[…] Он подавлял своей массой опаринское зданиe[…], как бы наглядно демонстрировал силу и могущество Ершова, который в 1690 году принимается в гостиную сотню. Трудно было примириться с этим Опариным, еще не забыты высокомерные речи Семена сына Никифора Ершова, еще не изгладилась обида, нанесенная тяжбой. Как бы отворачиваясь от строения Ершова, загородившего домик, Опарины переносят крыльцо на другую сторону, к реке, и делают его каменным. Крыльцо сильно выдвигается вперед, его светелка ставится на приземистые, мощные опоры, очень близкие по формам столбам у входов в Благовещенский собор. Оно гордо несет девичий теремок, его преувеличенный масштаб иносказательно говорит о возросшем общественном весе рода Опариных. Так еще раз история столкнула именитых гороховецких купцов».
Исследователь указывал на значительно более позднюю пристройку крыльца: стена крыльца примыкает в том месте, где ранее было окно; в каморке под крыльцом он увидел фрагмент междуэтажного пояса, который потом почти полностью закрыл свод; на противоположной стороне фасада была видна часть наличника над дверью. То крыльцо со светлицей, что мы видим сейчас, появилось в 1788 году. В это же время был разобран ставший ветхим деревянный этаж. В 1920–1970-х годах в палатах размещались коммунальные квартиры. Первые же реставрационные работы проводились в 1962 году: было необходимо срочно восстанавливать крыльцо, которое обрушилось. В 1980–1982 годах палаты снова отреставрировали. Теперь в них размещается отдел ЗАГС.
Неподалеку от дома Опарина, на той же улице Набережной, в той же приречной панораме, расположен дом Канонникова (Канунникова). Первый владелец времен его постройки конца XVII века неизвестен. По документам 1771 года он принадлежал «купецкой жене вдове», Катерине Петровне Канунниковой.
Ее сыновья, купцы второй гильдии, были зачислены как «именитые граждане» Гороховца. Представители этой семьи владели домом вплоть до революции. Интересно, что археологическая комиссия из Москвы, посетившая Гороховец в 1920 и 1921 годах с целью осмотра местных древностей, старинные палаты «на учет» не взяла: они были уже ветхими и нуждались в капитальном ремонте. Что, впрочем, не помешало разделить их на коммунальные квартиры.
В 1961–1963 годах пришлось проводить срочные работы по укреплению фундамента и основных конструкций здания, пребывавших в аварийном состоянии. Полная же реставрация — с восстановлением древней планировки дома, воссозданием высокой кровли с большими пологами, полицами, дымниками — состоялась в 1980–1990 годах.
После нее здание отдали под библиотеку, а с 2016 года здесь размещена археологическая экспозиция Гороховецкого историко-архитектурного музея. Палаты интересны в трех моментах: их декор аскетичен, окна второго этажа лишены наличников; встроенная парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй, — образец трансформации древнерусского крыльца, превращающегося из элемента экстерьера в элемент интерьера; до наших дней сохранилась система теплых полов, фрагменты дымохода внутри кирпичных полов.
На нечетной стороне все той же Набережной улицы, рядом, в одном дворе, расположены две «каменные избы», выстроенные на рубеже конца XVII —начала XVIII веков, — дом Турулова (Румянцева) и дом Воронина (Белова). К сожалению, оба они закрыты высоким забором, участки их загромождены, поэтому снять удалось лишь фрагмент одного из зданий. Те фотографии, что приведены, взяты из книги «Гороховец — столица каменных палат России. История объектов гражданской архитектуры г. Гороховца XVII — XVIII веков». (Автор-составитель А.И. Анкундинов, Гороховец, Государственное бюджетное учреждение культуры Владимирской области «Гороховецкий историко-архитектурный музей», 2018 год).
_ Текст: Александра Шапиро_