Российские древности. Успенская церковь в Клину
Некогда этот храм был соборным храмом мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Увы, мы не можем точно сказать, ни когда был основан этот монастырь (хотя существовал он минимум две сотни лет), ни в какое время и кем выстроен храм.
Вот что пишет о храме его официальный сайт:
«Время возникновения обители с достоверностью неизвестно. Догадки об учреждении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу любителей краеведения, не находят подтверждения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверского княжества. Небольшой Успенский монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Старица с уездами. В 1799 году Тверская епархия была приведена в соответствие с границами Тверской губернии.
Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст».
Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия».
То есть сам монастырь просуществовал как минимум, с 1540-х по 1764 год, когда он, как и многие обители России, был упразднен монастырской реформой Екатерины Второй.
Что же касается самого храма, то его строительство точно относится к XVI веку (об этом свидетельствуют и техника строительства, и архитектурные формы), но версий о датах постройки много.
«Раннюю» версию мы уже упомянули, приводит сайт храма и «поздние» версии:
«Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н.М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они основываются на том, что в царском "Синодике опальных" упоминается имя только оной жертвы в Клину — некоего каменщика Ионы.
Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства на строительство каменного храма. По другой — деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов».
По некоторым данным, именно в этом монастыре происходила встреча Ивана Грозного со шведским посланником. До нас дошло короткое описание его, относящееся к 1709 году: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том монастыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой церковной утварью, что есть в них. В том монастыре братия: иеромонах Нифонт, иеромонах Иосиф».
То есть, видимо, в XVII веке появился еще один каменный храм, Сергия Радонежского, который не сохранился до наших дней, но существовал на момент закрытия монастыря: у нас есть описание обители на 1764 год:
«В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери — в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви — из плит белого камня — "совсем негоден". Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля — тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался.
Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах "великие разселины, и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны".
При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом».
Храм был закрыт в 1931 году, после чего его использовали как библиотеку, медицинский музей, общежитие, торговый склад и склад соли.
К середине XX века храм было не узнать: он полностью был «погребен» под надстройками XIX–XX веков. Однако в 1960-е годы на него обратил внимание великий реставратор Петр Барановский. Именно с его подачи группа реставраторов под руководством известного архитектора Николая Свешникова в 1962–1967 годах бережно освободила храм от наслоений веков. То, чего недоставало, восстанавливалось не «по аналогии», а по сохранившимся остаткам деталей на самом памятнике. Единственное, что осталось от поздних времен, — портиковые завершения членений стен, что, конечно, диссонирует с общим обликом храма, который вернули во время XVI века.
Правда, после реставрации храм не вернули верующим — в нем снова заработал склад. Только в 1992 году он был возвращен церкви. Так что, если будете проезжать Клин, заверните на улицу Папивина, 16а — это того стоит.