Российские древности: дворец угличских князей
Об одной из древнейших сохранившихся гражданских построек Руси, о сыне Василия Темного и о погибшем царевиче рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».
Если говорить о древнерусской архитектуре, то древнейшие памятники ее почти целиком – это либо храмы, которых очень много, либо, иногда – крепости. Это неудивительно: жилые дома в Древней Руси были почти всегда деревянные. Даже в археологических раскопках каменный терем – редчайшее, уникальное исключение: мы знаем несколько теремов в начальной истории Киева, терем в Новгороде, терем в Чернигове и еще несколько памятников. Что уж говорить о сохранившихся постройках!
Тем не менее, они есть – начиная с XV века. И одна из древнейших гражданских построек России находится в небольшом городке на Волге – Угличе.
То, что сейчас вам покажут как «дворец царевича Димитрия», на самом деле было построено более чем за век до кровавых событий, на которых и выстроена вся современная угличская мифология. Так называемые палаты Андрея Горяя или дворец угличских князей выстроил князь Андрей Васильевич Большой (Горяй), четвертый сын Василия Темного в 1480-х годах. Тогда он получил во владение Угличское княжество и начал активно обустраиваться на новом месте.
Археологические раскопки 1900 года показали, что сохранившееся здание – это лишь часть палат князя Андрея: те состояли из цепочки построек, которые вытянулись вдоль Волги.
Позволим себе привести описание первоначальных палат из архитектурного путеводителя по Угличу, изданного в 1948 году: «Остатки половых настилов (кирпичного и из керамиковых плиток) позволяют установить, что дворец был двухэтажным (вернее, одноэтажным, на высоком каменном подклете, как во дворце Москвы). Главный вход в угличский дворец был в центре площади, где раскопками обнаружены «красные ворота» во внутренний замкнутый двор и остатки свода, поддерживавшего «красное крыльцо», позволявшее входить на верхнюю площадку дворца и в его парадные помещения прямо с площади. Тронная палата соединялась с этими помещениями переходами и имела своё красное крыльцо, по которому проходили в нее, минуя другие помещения дворца. Дворец князя был богато украшен снаружи, о чём свидетельствуют найденные в раскопках керамиковые балясины и изразцы. В окнах были слюдяные оконницы. Внутри важнейшие помещения дворца были расписаны фресками». Большей частью дворец был деревянным, а то, что сохранилось сейчас – это большая, парадная, престольная палата, сложенная из большемерного кирпича – уже не из узкой плинфы, как строили в домогнольское время.
Кстати, несколько фресок сохранились и поныне. Так, в интерьере верхнего терема экспонируется фреска Спаса Нерукотворного. Ее можно увидеть – в тереме сейчас музей.
Почему же сейчас дворец часто называют дворцом Димитрия? Действительно, младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, после смерти отца был отправлен в Углич вместе с матерью. И жил он именно в этом дворце. Но в 1591 году случилась трагедия: маленький князь играл «сваей» (заточенным железным гвоздем) в «тычку». У царевича начался приступ «падучей» (эпилепсии), и в итоге он якобы сам себя ранил «сваей» в шею. Впрочем, более вероятно, что либо царевич натолкнулся на гвоздь, лежащий на земле, либо его случайно ранили в суматохе: повредить острым четырехгранным гвоздем сонную артерию не очень сложно, даже вытаскивая его из-под бьющегося в припадке ребенка.
Этот несчастный случай и привел в результате к тому, что династия Рюриковичей пресеклась, в России затем настало Смутное время и потянулась череда Лжедимитриев: самозванцев, выдававших себя за чудом спасшегося царевича и претендовавших на престол (один из них даже смог венчаться на царство, а потом его пеплом выстрелили из Царь-пушки). Сам же мальчик, действительно погибший в небольшом городке, уже в 1606 году был причислен к лику святых.