Опубликовано 13 августа 2017, 20:17

Российские древности: Ферапонтов монастырь и фрески Дионисия

Самый совершенный архитектурно-фресковый ансамбль
Роспись купола Рождественского собора

Роспись купола Рождественского собора

© Алексей Паевский

О путешествиях из Москвы на Белоозеро и назад, в Можайск, об учениках Сергия Радонежского и об уникальном семейном подряде, расписавшем шесть сотен квадратных метров за месяц, рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

Когда древние подвижники устраивали монастыри по всей Руси, они никогда не задумывались над тем, чтобы в их пустынь века спустя было удобно добраться туристу или паломнику. Некоторые из монастырей потом оказались вблизи оживленных транспортных путей, некоторые и поныне представляют определенную проблему для тех, кто любит комфорт, но хочет добраться до них общественным транспортом.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ансамбль Ферапонтова монастыря

© Анна Хоружая

Чтобы попасть в бывший Ферапонтов Белозерский монастырь, а ныне – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, вам придется потратить много времени и сил. Сначала доехать до Вологды, затем – 115 километров на автобусе, а там – почти 6 километров пешком. И, кстати, в селе Ферапонтово и поесть-то негде, гостиница с рестораном закрылись – невелик поток туристов, только сельпо. Но зато вы будете вознаграждены, пожалуй, самым сохранным и совершенным архитектурным комплексом. Он уникален не только тем, что сохранился до наших дней почти нетронутым, но и по качеству росписи фресками.

Начать нужно, наверное, с человека по имени Ферапонт. Родился он в 1337 году в городе Волоколамске, и звался изначально Федором Поскочиным. В 1377 году он постригся в монахи в московском Симоновом монастыре под именем Ферапонт: по традиции, «умирая для мира», монах меняет имя, оставляя себе первую букву от имени прежнего.

В Симоновом монастыре Ферапонт сдружился с другим монахом – Кириллом. Оба они стали близкими учениками часто навещавшего обитель Сергия Радонежского. Вместе они и отправились пустынножительствовать на север, на Белоозеро. Сначала они поселились вместе, но затем Кирилл остался, а Ферапонт пошел дальше. Так и появились два монастыря неподалеку: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. О Кирилло-Белозерском мы расскажем чуть позже, а с Ферапонтовым монастырем вышла вот какая история.

Ферапонт Белозерский. Икона XVI в

Ферапонт Белозерский. Икона XVI в

© Wikimedia Commons

Сначала Ферапонт жил просто один, в живописном месте меж двух небольших озер, Бородавским и Паским, но затем к нему стали приходить люди – разделить его подвижничество.

Так в 1398 году и возник монастырь. Впрочем, Ферапонт от игуменства отказался, оставшись простым монахом. Немного уходя в сторону скажем, что владелец той земли, удельный князь Андрей Можайский, в итоге уговорил Ферапонта приехать в Можайск, основать рядом с ним Лужецкий монастырь и стать в нем игуменом. Там преподобный и завершил свой земной путь.

Первый каменный храм в монастыре появился в 1490 году. Собор Рождества Богородицы был выстроен ростовскими мастерами и сохранился без переделок. А через 12 лет в обители появился Мастер. Третий величайший живописец cредневековой Руси после Феофана Грека и Андрея Рублева – Дионисий. Он приехал вместе с сыновьями, и всего за месяц с небольшим они расписали 600 квадратных метров фресок, сохранившихся до сих пор. Удивительные, красочные, совершенные фрески. Сейчас они очищены от пыли, грибков и плесени и тщательно сохраняются с применением самых современных технологий. Именно поэтому в соборе невозможно открыть богослужение, а посещение допускается только по 15 человек единовременно. Описывать эти фрески словами бесполезно: просто посмотрите на них.

Монастырь продолжал отстраиваться. В 1530-1531 годах строится Благовещенская церковь с трапезной, в 1640 – шатровая церковь Мартиниана, в 1649 году – уникальная «двойная» двушатровая надвратная церковь Богоявления и преподобного Ферапонта. В том же XVII веке появляется и колокольня. Каждое новое строение дополняет предыдущее, а в итоге получился очень органичный ансамбль из многих зданий, плавно перетекающих из одного в другое.

Ансамбль монастыря. Вид с востока. Слева направо: церковь Мартиниана, Рождественский собор, колокольня, церковь Благовещения

Ансамбль монастыря. Вид с востока. Слева направо: церковь Мартиниана, Рождественский собор, колокольня, церковь Благовещения

© Анна Хоружая

Монастырь 400 лет был духовным и просветительским центром Белозерья (ну и крупнейшим землевладельцем), но в XVIII веке был все-таки закрыт. В 1904 году он возобновлен как женский, но просуществовал всего 20 лет, после чего был окончательно закрыт. Сейчас действуют надвратные храмы, в основном объеме работает музей, но только в теплое время года. Зимой вы фрески не увидите.

Надвратные храмы Ферапонтова монастыря

Надвратные храмы Ферапонтова монастыря

© Анна Хоружая

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.