Российские древности: Спасская церковь в Иркутске
О древнейшем сохранившемся храме на территории Восточной Сибири, об иркутском остроге и детских гробиках рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».
Когда мы говорим о российских древностях, обычно подразумеваем памятники, имеющие отношение к периоду Древней или, как часто говорят, Средневековой Руси. То есть попадающие во временной отрезок X-XVII веков, причем последний век, от Смутного времени до Петра I, воспринимается как переходный. Однако Россия намного больше и шире того государства, которым правили московские или киевские князья. И древность — понятие на самом деле относительное. То, на что археологи европейской части России смотрят как на «новые наслоения XVII-XVIII веков», американские, например, почтут за счастье исследовать.
Сегодня научный редактор портала Indicator.Ru побывал в Иркутске, а значит, есть повод рассказать о чуть ли не древнейшей сохранившейся в Восточной Сибири и Дальнем Востоке постройке и уж точно о старейшей церкви этого города — Спасском храме, который был построен в Иркутском остроге в 1706 году.
Как и многие города в азиатской части России, Иркутск возник как острог — деревянная крепость, выстроенная расширяющими территорию нашей страны казаками. Острог Иркутска был поставлен землепроходцем Яковом Похабовым на берегу Ангары напротив впадения в нее реки Иркут. Крепость была поставлена летом 1661 года, а в Москву царю Алексею Михайловичу отправилось донесение: «В нынешнем 169 /1661/ году июля в шестой день против Иркута реки на Верхнеленской стороне, государев новый острог служилыми людьми ставлю и башни рубят, а на анбаре башня, а острог не ставлен, потому что слег не достает, лесу близко нет, лес удален от реки. А инде стало острогу поставить негде, где ныне Бог позволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашен и скотиной выпуски сенные покосы и рыбные ловли все близко».
Через несколько лет острог сменила более просторная крепость, тоже деревянная, в которой и была поставлена первая церковь Иркутска, которая упоминается еще в 1672 году. Тогда Спасский храм был деревянным и располагался практически в центре острога. Но ни церковь, ни крепость не пережили XVIII век. Деревянная церковь сгорела вместе с крепостью в 1716 году, после чего стены крепости стали каменными, но и их разобрали за отсутствием военного значения в конце XVIII века.
Каменный же храм начали строить при «живых» деревянной крепости и церкви. Церковь Спаса Преображения была заложена в 1706 году, и к 1710 году постройку завершили. Колокольню со шпилем построили полувеком позже, и это заметно по стилю.
Спасский храм — единственная церковь в Сибири с наружными росписями (внутренние не сохранились). Три фрески на восточном фасаде изображают крещение бурят, крещение Иисуса Христа в реке Иордан и церемонию причисления к лику святых.
Первые полвека советской власти в Иркутске храм постоянно порывались снести. В 1960 году, как пишут, уже приехала из Москвы архитектор Галина Оранская для того, чтобы подписать бумаги на снос, но увидев памятник воочию, наоборот, организовала причисление его к памятникам архитектуры республиканского значения и «выбила» деньги на его реставрацию.
Интересные сведения о храме и об остроге принесли раскопки у его стен, которые состоялись в 2007 году. Тогда напротив алтаря были обнаружены остатки кладбища — детские гробики. На одном из скелетов были найдены остатки крестильной рубашки и священнический крест. Считается, что тут хоронили детей священнослужителей: существовало поверье, что младенцы и священнослужители первыми попадут в рай, когда наступит конец света. А находка лиственничных бревен поможет установить точную дату постройки острога методом дендрохронологии.
В следующих выпусках рубрики «Российские древности» мы продолжим знакомить вас с памятниками Иркутска.