Опубликовано 11 июля 2019, 11:26

Найдены самые старые останки человека за пределами Африки

Реконструкция черепа Apidima 1

© Eberhard Karls Universität Tübingen

Датирование черепа Homo sapiens, найденного в Греции, показало что его возраст — 210 тыс. лет. На данный момент это самое старое свидетельство существования человека разумного за пределами Африки. Статья, посвященная открытию, опубликована в Nature.

Юго-Восточная Европа долгое время считалась основным транспортным коридором, по которому современные люди двигались из Африки. Но до сих пор самые ранние свидетельства Homo sapiens на континенте датировались 50 тыс. лет назад. Было сделано несколько открытий, свидетельствующих о более раннем присутствии неандертальцев на всей территории Европы.

В 1970-х годах в греческой пещере были найдены два окаменелых, но сильно поврежденных черепа. На тот момент они были идентифицированы как останки неандертальцев. В новой работе ученые из Тюбингенского университета и Афинского национального университета провели повторный анализ образцов, используя компьютерное моделирование для установления принадлежности черепа к тому или иному виду и повторное датирование на атомах урана.

Один из них, названный Apidima 2 в честь пещеры, в которой были найдены образцы, оказался возрастом в 170 тыс. лет и действительно принадлежал неандертальцу. Но к удивлению ученых, череп, названный Apidima 1, был датирован возрастом 210 тыс. лет и был определен как принадлежащий Homo sapiens. Это делает его самым древним из всех современных человеческих останков, когда-либо обнаруженных на континенте, и более старым, чем любой известный экземпляр Homo sapiens за пределами Африки.

«Это показывает, что раннее расселение Homo sapiens из Африки не только произошло раньше, до 200 тыс. лет назад, но и было географически более обширным, вплоть до Европы», — отметила палеоантрополог из Тюбингенского университета Катерина Харвати.

Homo sapiens окончательно вытеснил неандертальцев по всей Европе около 35—45 тыс. лет назад, после долгих тысячелетий сосуществования и даже скрещивания. Но череп Apidima 1 наталкивает ученых на мысль о том, что человек разумный предринимал миграцию из Африки в Европу не один раз.