Опубликовано 21 августа 2020, 13:23

Скульптуры майя помогли доказать универсальность человеческой мимики

Скульптуры, созданные майя

© Science Advances

Сотрудники Калифорнийского университета в Беркли нашли доказательства того, что некоторые выражения лица универсальны для разных человеческих культур. Статья об этом опубликована в журнале Science Advances.

Социологи десятилетиями спорят об универсальности человеческой мимики. Одни ученые предполагают, что многие выражения лица людей общие для всех человеческих культур и, следовательно, заложены в генах. Другие исследователи предполагают, что большинство, если не все выражения лиц отражают культуру, в которой человек родился и был воспитан. Согласно им, мимика людей разных культур уникальна.

Определить победителя в этом научном споре не так-то просто, ведь объективных методов для этого крайне мало. Многие предыдущие исследования анализировали людей из разных культур, рассматривающих фотографии людей других групп. Так ученые хотели понять, правильно ли люди воспринимают значения этих выражений. Но в таких работах в процесс исследования так или иначе вмешивались ученые — либо с помощью отбора наиболее легких или тяжелых в определении выражений лица, либо путем случайного искажения ответов.

В этой новой работе исследователи попытались обойти эти проблемы, используя эксперимент, в ходе которого современные англоговорящие люди идентифицировали эмоции, отраженные на статуэтках индейцев майя.

Для этого авторы собрали фотографии скульптур, созданных майя между 600 и 3500 годами назад на территории современной Мексики и Центральной Америки. Исследователи сосредоточились на универсальных выражениях лица: боль, восторг, печаль, гнев и напряжение. Затем ученые воспользовались помощью сервиса Amazon Mechanical Turk. 325 нанятых там человек отсматривали фотографии и определяли, какую эмоцию выражает лицо на скульптуре.

Чтобы убедиться, что на работников не влияет контекст, исследователи вырезали на некоторых фотографиях только лица скульптур. После этого авторы сравнили полученные ответы с теми, что испытуемые дали при просмотре той же фотографии с контекстуальными элементами.

Результаты анализа показали, что испытуемые по большей части одинаково правильно определили выражения лиц. Контекст картинки помог точно понять, какую эмоцию выражает мимика статуэтки, что помогло выяснить правильность данных ответов. Результаты исследования показывают, что выражения лиц универсальны в разных культурах и даже в тех, что разделены тысячелетиями.