Опубликовано 02 октября 2020, 17:42

Случайный выбор ребенка впоследствии становится предпочтительным

© Gawler Library

Американские исследователи изучили то, как младенцы делают выбор между двумя предметами, и пришли к выводу, что случайно выбранный вариант впоследствии нравится ребенку больше, чем тот, который он не выбрал. Этот эффект влияет и на предпочтения взрослых людей, но ученые впервые определили, как рано он появляется в процессе развития. Работа опубликована в журнале Psychological Science.

Исследователям уже давно известно, что люди на протяжении всей жизни вырабатывают бессознательные предубеждения, делая выбор между практически одинаковыми вещами. Взрослые потребители массовой культуры ежедневно принимают произвольные решения от выбора зубной пасты до марки автомобиля. При этом обычно люди считают, что выбирают то, что им нравится, но иногда получается совсем наоборот: процесс случайного выбора меняет отношение к имеющимся вариантам, людям начинают нравиться вещи, потому что они их выбрали. Ученые из Университета Джонса Хопкинса пытались понять, когда именно формируется этот механизм. Их открытие показало, что даже младенцы демонстрируют интуитивный способ обоснования выбора.

В эксперименте приняли участие дети в возрасте от 10 до 20 месяцев. Им предлагали две одинаково красочные мягкие игрушки, находящиеся в комнате на большом расстоянии друг от друга, так что младенцам приходилось ползти к одной из них, чтобы поиграть. После этого исследователи забирали выбранную игрушку и заменяли ее новым вариантом, теперь дети могли выбрать либо игрушку, которую они не выбрали в прошлый раз, либо совсем новую.

«Младенцы достоверно предпочитали поиграть с новой игрушкой, а не с той, которую они не выбирали в первый раз. Будто бы думали: “Хм, я не выбирал ее в прошлый раз, наверное, потому, что она мне не очень понравилось”, — рассказывает одна из авторов работы Лиза Фейгенсон. — В результате этого феномена, появившегося в раннем детстве, взрослым будет меньше нравиться то, что они не выбрали, даже если у них изначально не было обоснованных предпочтений».