Гуманитарные науки

Социологи выяснили, как дружеские отношения влияют на успеваемость студентов

kaboompics/pixabay.com

Ученые из Дартмутского колледжа (США) выяснили, как дружеские связи могут помочь или помешать студентам в учебе и в общении. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Contexts.

Исследователи проанализировали и визуально отобразили дружеские связи 67 студентов одного из американских университетов. Ученые считают, что студенческие дружеские отношения могут быть разделены на три типа связей: тесные (tight-knitters), выборочные (samplers) и раздельные (compartmentalizers).

Студенты, придерживающиеся тесных связей, имеют одну группу друзей, где почти все знают друг друга. Зарисовка их дружеской «сети» напоминает клубок ниток. Большинство таких студентов были черными или латиносами. Они называют своих друзей семьей и рассчитывают друг на друга. В академической среде такие друзья также оказывают поддержку. Тем не менее они могут и «тащить» друг друга вниз в учебе, если им не хватает навыков и мотивации.

Учащиеся из раздельной группы имеют от двух до четырех кластеров друзей, которые не знакомы друг с другом, и зарисовка их «сети» напоминает бабочку. У таких студентов существуют отдельные группы друзей для учебы и для развлечений. Молодые люди из этой группы преимущественно белые, из среднего класса и полагаются на своих друзей гораздо меньше, если им нужно преуспеть в учебе, чем студенты из первой группы. Цветные студенты из этой группы также имели особый кластер друзей, которые помогали им в борьбе с расовым неравенством.

Студенты из выборочной группы предпочитают общаться один на один, у них нет дружеских кластеров, и большинство их друзей находится в самых разных местах. Зарисовка «сети» таких студентов напоминает ромашку. Молодые люди из выборочной группы были независимыми и не полагались на своих друзей и зачастую оставались социально изолированными. Их успехи в учебе не зависели от помощи друзей. Принадлежать такие студенты могли к различным социальным классам и расам.

Дружба во время учебы, которая подразумевает сильные академические и социальные связи, оказалась наиболее живучей. Молодые люди из группы тесных связей поддерживали почти одну треть своих дружеских связей и после окончания вуза, в то время как студенты из двух других групп сохранили лишь четверть прежних друзей.