«Мы противники бумаги»: перспективы цифрового образования в России
Как должно измениться образование, в чем различие двух нацпроектов по цифровизации, почему нормативная база мешает цифровому развитию и как цифровой профиль отменит необходимость ЕГЭ – в репортаже корреспондента Indicator.Ru c «Острова 10-22».
10—22 июля в Сколтехе проходит образовательный интенсив для вузов «Остров 10-22». Представители университетов страны обсуждают, что и как нужно поменять в системе высшего образования, чтобы подготовить кадры для технологического развития. Сегодня к обсуждению перспектив цифровизации образования присоединился заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников, или, как его назвали организаторы, «цифровой заместитель».
Формат встречи был определен заранее как неформальный, «без галстуков». Модератор призвал «цифрового заместителя» отвечать максимально честно, а тот в свою очередь попросил представителей региональных университетов не стесняться задавать любые, даже самые каверзные, вопросы.
«Нам очень важно услышать вас. Что вы думаете о том, что мы должны сделать и что мы, может быть, не сделали, по какому направлению неправильно движемся. Образование штука тонкая. Нагородить огород можно довольно быстро, а потом будет достаточно трудно разгребать эти завалы. Поэтому нам ваше мнение принципиально важно», — обратился Денис Солодовников к участникам.
Заместитель министра перечислил основные принципы, которые должны выполняться при создании единой цифровой платформы образования. Среди них оказались мобильное и безбумажное взаимодействие, унификация цифровых образовательных продуктов, применение искусственного интеллекта, фабрик данных и унификация каналов взаимодействия с получателями цифровых продуктов. При этом Солодовников отметил, что уже существующие у отдельных университетов наработки и готовые продукты будут сохранены. Что будет с теми разработками, которые не целиком удовлетворяют заявленным принципам, он не уточнил.
«Нам бы хотелось, чтобы никуда не делись те наработки, которыми занимались и занимаются сейчас вузы. Какие-то из них очень глубоко проработаны, какие-то недостаточно. Тем не менее, мы не собираемся "хлопать" рынок, тем более региональный. Хотелось бы его сохранить. Это значит, что нужно создавать централизованную платформу, которая будет интегрирована со всеми крупными региональными наработками или с вузовскими платформами», — заявил Солодовников.
Развитие цифрового образования должно быть подчинено двум федеральным программам – нацпроекту «Образование» и национальной программе «Цифровая экономика». На вопрос Солодовникова о том, знакомы ли представители вузов с содержанием нацпроектов, участники ответили отрицательно. Заместитель министра призвал «ознакомиться с матчастью», однако признался, что сам не понимает, в чем разница между этими двумя программами по отношению к цифровизации образования. «Честно говоря, я сам для себя не очень понимаю, так ли уж они отличаются. Мы посмотрели сбоку, сверху, снизу, под разными углами и решили, что это, в общем-то, одно и то же», — сказал Солодовников.
Один из основных вопросов, обсуждаемых в кулуарах, по словам Солодовникова, — вопрос ЕГЭ. «Вполне возможно, что в ближайшем будущем никакого ЕГЭ не будет», — заявил он. Дело в цифровом профиле, который, вероятно, будет создаваться о каждом ученике с момента поступления в школу. Данные о его успехах будут накапливаться в течение всего процесса обучения. Предполагается, что эти данные будут более репрезентативными, чем результаты одного экзамена, при проведении которого неизбежен стресс. Возможно также, что ЕГЭ не будет отменен полностью, а просто утратит свою значимость и станет лишь одним из критериев оценки ученика.
Другим ключевым вопросом встречи стали технологии безбумажного и мобильного взаимодействия. Солодовников выразил уверенность в том, что времена бумажных дипломов, сертификатов и других документов прошли, необходимо полностью от этого избавляться. «Мы противники бумаги — не понятно, кому нужен бланк диплома о высшем образовании, когда все данные есть в реестре. В любом случае его подтверждение, его юридическая значимость есть в реестре. А подделать любую бумажку – это недорого», — добавил «цифровой заместитель».
Однако основным препятствием для перехода к безбумажному взаимодействию оказался закон. «Все наши благие намерения разбиваются об отсутствие нормативной базы. Те, кто проходил аккредитацию, прекрасно знают – все прекрасно, мы все в цифровом режиме, но тем не менее, когда аккредитацию отправляем, тонны бумаги готовим. Бедные леса», – обратился к замминистра один из участников встречи, представитель Санкт-Петербургского экономического университета. Солодовников в ответ рассказал, что в министерстве пока отсутствует единое мнение по поводу того, как должна выглядеть нормативная база, обеспечивающая цифровой документооборот. «Мы сейчас будем с Минпросвещения придумывать какие-то пути, как нам нужно объехать. Будем придумывать какие-то квазимеханизмы», — сказал чиновник.
По словам Солодовникова, на сайте будет создан специальный раздел, в котором представители университетов смогут выступать со своими предложениями и вопросами по поводу создания цифровой платформы.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.