Опубликовано 29 сентября 2020, 20:32

Российские древности: Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе

Островки истории в «острове» посреди города
Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе

Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе

© Aledr/LiveJournal

Как на суше может возникнуть «остров», как нашествия соседей помогают обновляться и на что жил русский монастырь, расскажет новый выпуск рубрики «Российские древности».

В нашей рубрике сегодня — храм, основанный на острове, но стоящий на сухой земле у берега реки Полисть. Хотя Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе не раз едва спасался от разрушения литовцами, шведами, пожарами и нацистскими захватчиками, он сберег одну из лучших по сохранности столпообразных колоколен на новгородской земле и фрагменты древних фресок.

Приехав в Старую Руссу, вы первым делом услышите о Спасо-Преображенском монастыре XII века — одной из главных достопримечательностей города (вместе с водонапорной башней, обновленным Воскресенским собором и домами писателей). Но то, что вы увидите, может не совпасть с ожиданиями. Во-первых, монастырь не всегда носил такое название. Когда при новгородском князе Ярославе (Иоанне) Владимировиче, внуке Мстислава I, священноинок Мартирий (кстати, местный житель с красноречивым прозвищем Рушанин) построил в городе церковь Преображения Господня в 1192 году, она была деревянной.

В то же лето в Русе сърубиша церковь на острове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и быть прибежище крьстьяном.

Новгородская первая летопись

Называли этот храм, а затем и монастырь, «в Русе на посаде», и географически на острове он никогда не находился. Такое описание возникло либо из-за того, что в городе целая сеть речушек и ручьев впадает в Полисть, либо он имел значение «отдельно стоящий, обособленный участок» или «участок леса» (как Черноостровский монастырь в Малоярославце, или как Лосиный остров в Москве, которые тоже со всех сторон водой не окружены).

Через год церковь сгорела, а Мартирий получил сан архиепископа и приказал отстроить однопрестольный храм в камне. Задачу выполнили всего за 70 дней. Новый храм освятили в 1196 году в тот же день, что и первый, — в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Еще через три года новый архиепископ новгородский и псковский Митрофан приказал украсить «владычню церквовь святого Спаса» настенной росписью. И только потом монастырь постепенно начали именовать Спасо-Преображенским.

Во-вторых, XII век — датировка неоднозначная. Каменная версия 1196 года — все еще не тот ансамбль монастыря и даже не тот Спасо-Преображенский храм, который мы видим сейчас. С XIII века на северные земли нередко совершали набеги литовцы. Два века они разрушали и разоряли монастырские постройки, а однажды, в 1234 году, убили четырех иноков. Только при Василии Темном архиепископ Евфимий взялся восстановить обветшавший храм и на древнем фундаменте возвел стены новой, гораздо более высокой постройки, которые в 1442 расписали фресками. Так что сегодня можно полюбоваться храмом XV века на фундаменте XII века — с по-северному суровым и несколько аскетичным фасадом с небольшим количеством украшений и резьбы.

Но окончательно возродился монастырь только при Михаиле Федоровиче: в Смутное время в Старую Руссу повадились шведы, которые тоже не стеснялись разорять и сжигать монастырские постройки. Как ни старался монастырь концентрировать власть и приумножать богатство, присоединив к владениям 32 деревни с 2000 душ крестьян, «но токмо оных крестьян в 7122 (1614) году немецкие люди побили и дворы сожгли, где поныне явствуются только сдворочные их места». Как писал местный боярин Александр Чоглоков, в 1625 году (спустя восемь лет после освобождения от шведов) Спасо-Преображенский монастырь все еще находился в упадке.

В 1628 году игумен Авраамий расширил Преображенскую церковь, возвел колокольню, а в 1630 году появившиеся незадолго до того деревянные церкви Рождества Христова и Сретения Господня перестроили в камне и сделали двухэтажными. Остальные здания еще долго оставались деревянными — возможно, поэтому, несмотря на уверенное финансовое положение, в XVIII веке монастырь относился к третьему классу. Но владеть землями и получать приличные доходы это не мешало. Вот какими были основные оброчные статьи того времени:

«1. Соминское озеро дает при высоководии обильный лов рыбы как то: сомов, снетов, карасей, язей, плотвы, сопы, лещей, пескарей, налимов, судаков, окуней, ершей и щук; отдается в оброчное содержание с получением ежегодно около 150 руб. сер. (серебром — Indicator.Ru)

2. Милославская пожня, в 30 верстах от г. Старой Руссы близ реки Верготф . В этой пожне заключается 6 десятин сенокосной земли, с этой пожни ежегодно получается аренды около 50 руб. сер.

3. Мукомольная о 4-х поставах мельница на речке Робье. Под этою мельницею состоит земли 1200 саж. и под плотиною 200 с., всего 1400 квадр. саж. Приносит доходу в год около 120 р. сер.

4. Десять сенокосных пожен, находящихся от г. Старой Руссы в расстоянии около 150 верст, по течению реки Волхова, близ села Грузина, 125 дес. 341 саж. и под кустарниками и лесом 60 дес. 273 саж. Доход с них до 600 р. в год.

5. За лавку в мучной линии до 100 руб. 6% с пожертвованных в разное время благотворителями в пользу монастыря и братии капиталов, заключающихся в билетах собранной казны, на сумму свыше 12000 руб.

Свечных, кружечных, кошельковых и другого сбора сумм простирается до 3000 руб. сер. в год. Штатной суммы получается каждогодно из новгородского уездного казначейства на жалованье и содержание монастыря 701 руб. 39 к., на наем монастырских служителей 640 руб. в год. А весь вообще монастырский штатный и неокладной доход простирается свыше 7000 руб. сер. в год».

В XIX век период расцвета продолжился. В 1801 году архимандрит Иннокентий украсил собор «греческим письмом», архимандрит Антоний «произвел стенное писание» и обновил иконостас.

Появились новые каменные корпуса, к 700-летнему юбилею отстроили красивые ворота, а в 1880–1890-х годах появился новый большой и нарядный собор Иконы Старорусской Божией Матери, посвященный возвращению городской святыни из Тихвина (где она находилась с 1570 года), а в Рождественском храме начались занятия духовного училища. Монастырь перешел во второй, а затем и в первый класс. Но тут грянула революция и гражданская война, и Спасо-Преображенский монастырь закрыли. В храме Рождества Христова расположился уездный архив.

Во время Великой Отечественной войны постройки монастыря сильно пострадали. У храма Сретения разрушились кровля и стропила, а колокольня и вовсе стала железобетонным дотом для немцев. После реставрации в 1960-х под руководством Тамары Гладенко большинство зданий монастыря отошли краеведческому музею. Колокольня, которая изначально строилась как «столп под колоколы», а потом была переделана (нижний ярус стал складом для хранения казенного вина), при реставрации приобрела свой первоначальный вид. Меньше всего повезло самому разрушенному храму иконы Старорусской Божией Матери, на руинах которого открыли спортивную школу.

Сейчас монастырь не действующий, но все в его стенах дышит историей: в экспозиции представлены и вышивки и прялки старорусских мастериц, и история осветительных приборов, и найденные археологами предметы быта, и оборудование для солеварного промысла. Внутри музея даже есть кабинет научных сотрудников. И попробуйте теперь сказать, что религия и наука — враги друг другу!

Но больше всего производит впечатление то, что эти экспозиции расположены прямо под фрагментами древних фресок разных периодов. Это создает ощущение наслоения времен, стилей и эпох: здесь уголок фундамента или стены XII века, напротив — древний цветочный орнамент соседствует с сюжетами века XIX. И то, что сохранились они лишь островками, печально, но весьма символично. Именно так, по фрагментам, мы и собираем историю, и часто складывать пазл событий в общую картину мешают обширные пробелы.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.