Гуманитарные науки

Российские древности: Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Старейший храм Москвы за пределами Кремля с фрагментами фресок Андрея Рублева

Guldfisken/Wikimedia Commons

О московском соборе, получившем статус «древнего» только в 1930-е годы, рассказывает очередной выпуск рубрики «Российские древности».

Не так давно автору этих строк довелось поучаствовать в некоей интернет-баталии, посвященной тематике Средневековья. Один из ее участников напирал на то, что после монгольского нашествия культура Древней Руси пришла в дикий упадок, и потом, 250 лет спустя, Ивану III даже пришлось выписывать из Италии мастеров, которые выстроили Успенский собор в Кремле, поскольку строить на Руси разучились. Вместо ответа я пригласил оппонента сходить чуть поодаль от Кремля, в район станций метро Курская и Площадь Ильича, в Спасо-Андрониковский монастырь, где минимум за полвека (а то и за три четверти до строительства Успенского собора в Кремле) безвестные гениальные русские зодчие выстроили шедевр, а известные гениальные живописцы его расписали.

Вид Спасо-Андроникова монастыря в 1883 году

Wikimedia Commons

Спасский монастырь в Москве основал в 1357 году митрополит Алексий, известный деятель русской церкви. Его первым игуменом стал преподобный Андроник Московский, ученик Сергия Радонежского. Первым собором монастыря стал деревянный Спасский собор, сгоревший в пожаре 1368 года.

На его месте был выстроен то ли еще один деревянный собор с полом из плинфы (плоского кирпича), то ли предыдущий белокаменный (при раскопках найдены белокаменные зооморфные рельефы), который то ли в 1399-1400, то ли в 1425-1427 годах сменило современное здание.

О его строительстве мы знаем только то, что оно построено при игумене Александре при участии Андрея Рублева. Был ли инок этого монастыря Рублев участником проектирования, неизвестно. Известно лишь, что вместе с другом Даниилом Черным они его расписали. Увы, от рублевских фресок остались только фрагменты растительного орнамента на откосах древних окон.

Спасский собор

Алексей Паевский

Что было со Спасским собором на протяжении более чем трех веков после постройки, нам неизвестно. Самый ранний источник датируется 1763 годом и свидетельствует о существовании у этого храма двусторонней каменной паперти с юга и запада, позже появилась и северная паперть. В 1812-м из-за пожара верх здания обрушился, но уже в следующем году под руководством архитектора Жукова проводилось его восстановление. В 1848—1850 годах собор подвергся значительной перестройке по проекту известного архитектора Петра Герасимова, тот хорошо известен как помощник Константина Тона по строительству Кремлевского дворца. Легко представить, во что превратился храм.

Переделки настолько исказили здание, что вплоть до 1930-х годов оно вообще не интересовало историков древнерусской архитектуры, которые считали собор поздней постройкой. И только натурное исследование 1933 года смогло показать: под нагромождениями поздних слоев находится раннемосковский храм, такой же древний, как и соборы Успения на Городке в Звенигороде, Саввино-Сторожевского монастыря и Троице-Сергиевой лавры (добавим в этот ряд и церковь Вознесения в Коломенском). Об этих памятниках мы тоже расскажем в свое время.

Своды Спасского собора

Алексей Паевский

В 1959-1961 годах все наслоения были убраны реставрацией, которая велась по проекту архитекторов Льва Давида и Сергея Подьяпольского, в результате чего Спасский собор обрел современный вид. И пусть верхние формы этого совершенного центрического храма восстановлены «по наитию» и по аналогиям, сложно не назвать старейший храм Москвы за пределами Кремля подлинным архитектурным шедевром древнерусского зодчества.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.