Опубликовано 10 сентября 2020, 18:33

Способность к бессознательному обучению связали с верой в бога

Способность к бессознательному обучению связали с верой в бога

© Carnegie Mellon University

Психологи из Джорджтаунского университета пришли к выводу, что люди, которые могут бессознательно находить закономерности окружающего мира, скорее всего, будут придерживаться религиозных убеждений. Эта взаимосвязь подтвердилась для двух совершенно разных культурных групп из США и Афганистана. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Имплицитным, или неявным, научением называют процесс усвоения сложных взаимосвязей окружающего мира без участия сознания и намерения что-то выучить. Группа ученых из Джорджтаунского университета впервые исследовала связь такого способа восприятия с религиозными убеждениями в различных культурах. В эксперименте приняли участие две группы людей: христиане из Вашингтона и мусульмане из Кабула. Одинаковые результаты для двух групп показали существование точек соприкосновения на базовом уровне восприятия у представителей разных религий.

«Это не исследование о том, существует ли Бог, это исследование того, почему и как мозг приходит к вере в богов. Наша гипотеза заключалась в том, что люди, чей мозг хорошо умеет подсознательно различать закономерности в своей среде, приписывают эти закономерности высшим силам, — рассказывает руководитель работы, доцент Джорджтаунского университета Адам Грин. — Самым интересным для нас результатом стало наблюдение одинаковых закономерностей в когнитивных процессах двух разных культур».

Участникам эксперимента предлагался когнитивный тест для измерения способности к неявному научению. На экране появлялась и исчезала последовательность точек, участникам нужно было нажать кнопку, соответствующую каждой точке. Точки менялись быстро, но люди, которые обладали склонностью к неявному научению, подсознательно выявляли закономерности и даже нажимали правильную кнопку для следующей точки до того, как она появлялась. Однако участники даже не догадывались о существовании какой-либо закономерности, что подтверждает бессознательность этого обучения. Кроме того, исследователи выяснили, что дети, склонные к неявному научению, с большой вероятностью будут верить в высшие силы, даже если они выросли в нерелигиозной семье; имеет место и обратная ситуация.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.