Опубликовано 02 марта 2020, 16:16

Связи между охотниками и собирателями ускорили культурную эволюцию человека

© Pierre Barrère/Wikimedia Commons

Группа исследователей из Великобритании, Венгрии, Филиппин и Швейцарии нанесла на карту социальные сети охотников-собирателей и смоделировала открытие лекарства на основе растения. Статья ученых была опубликована в журнале Science Advances.

Человеческие предки жили небольшими общинами охотников и собирателей. Это разделение образов жизни сыграло главную роль в успехе человечества, поскольку оно позволило людям начать делиться и объединять свои индивидуальные знания с другими и таким образом придумывать новые технологии и различные продукты. Именно эта уникальная способность отличает нас от наших ближайших родственников — шимпанзе.

В новой работе исследователи решили получить более детальное понимание этого процесса создания новых вещей. Для этого они исследовали несколько оставшихся обществ охотников-собирателей, таких как народность агта, которые живут на Филиппинах. Чтобы пролить свет на эволюцию их культуры, авторы нанесли на карту их социальные связи друг с другом.

Для этого авторы дали 53 представителям агта, живущим в лесу в семи взаимосвязанных жилых лагерях, устройства слежения и записывали каждое социальное взаимодействие между членами разных лагерей в течение одного месяца. Исследователи также сделали то же самое для другой группы, которая жила на побережье. За это время устройства слежения зафиксировали тысячи взаимодействий и дали исчерпывающую картину социальной структуры этого народа. Как и ожидалось, люди чаще всего взаимодействовали с членами своего собственного лагеря, но исследование также показало, что между лагерями люди перемещаются практически ежедневно.

Затем команда ученых разработала компьютерную модель этой социальной структуры и смоделировала создание лекарственного средства на растительной основе. В этом вымышленном сценарии люди делились своими знаниями о лекарственных растениях с каждой встречей и объединяли эти знания для разработки лучших средств лечения. Этот процесс постепенно приводит к разработке нового высокоэффективного лекарственного средства. Согласно моделированию исследователей, для возникновения лекарственного препарата требовалось в среднем от 250 (лесные лагеря) до 500 (прибрежные лагеря) социальных взаимодействий.

После этого исследователи смоделировали тот же сценарий, используя искусственную сеть, где все люди были связаны друг с другом и немедленно передавали любую новую информацию всем членам сети. Удивительно, но в этом сценарии потребовалось больше времени для разработки нового лекарства — около 500–700 взаимодействий. Причина этого заключается в том, что в искусственной сети инновация происходит шаг за шагом, тогда как в реальных человеческих сетях новые открытия могут развиваться параллельно в небольших кластерах, что в конечном итоге приводит к более быстрому прогрессу.